Журнал ПЛАС » Новости » Исследования » 48 просмотров

QIWI: треть заемщиков МФО впервые взяла займы во время пандемии

QIWI: треть заемщиков МФО впервые взяла займы во время пандемии

QIWI проанализировала рынок микрофинансирования во время пандемии. По данным исследования, треть россиян (29%) начала пользоваться услугами микрофинансовых организаций в марте-июне этого года. Подавляющее большинство (90%) занимали до 20 000 рублей за один раз. Почти 60% заемщиков признали, что в пандемию погашать долги стало труднее, а более половины (52%) использовали заемные средства на покупку товаров первой необходимости. В опросе приняли участие 1015 человек со всей России, пользовавшихся услугами МФО в последний год.

Распространение коронавируса и введенные в связи с ним ограничения ухудшили материальное положение россиян: у 70% россиян снизился уровень дохода. Причинами стали в том числе потеря работы (31%), неоплачиваемый отпуск (18%) и непредвиденные расходы в связи с болезнью (16%). Половина опрошенных в пандемию сократила свои расходы, однако, у пятой части (22%) россиян, несмотря на режим самоизоляции, ежемесячные траты выросли.

Каждый третий опрошенный (29%) был вынужден впервые обратиться за займом в МФО в период пандемии, а 20% стали делать это чаще, чем раньше. 19% опрошенных продолжали брать микрозаймы с той же частотой, что и ранее. Только 10% заемщиков стали реже обращаться в МФО, а 22% ни разу не прибегали к услугам МФО за время карантина. Основными причинами получения займов для россиян стала покупка товаров первой необходимости (52%), перекредитование и погашение других кредитов (30%), лечение (17%), оплата ЖКХ (15%) и покупка одежды и обуви (11%).

Большинство заемщиков (90%) брали единовременные займы в размере до 20 000 рублей: 71% – до 10 000 рублей, 19% – от 10 000 до 20 000 рублей. Более 20 000 брали 8%. Для почти половины заемщиков (48%) суммы займов остались теми же, что и до пандемии. 33% людей пришлось занимать больше, чем раньше, а десятая часть (11%) стала запрашивать в МФО меньше.

Россияне, обратившиеся в МФО в пандемию впервые, брали меньше микрозаймов, чем те, кто уже пользовался этими продуктами до самоизоляции. Половина заемщиков, которые во время пандемии в первый раз обратились в МФО, взяла 1-3 микрозайма в марте-июне этого года. Для сравнения большая часть (41%) заемщиков, которые пользовались продуктами МФО и до ограничений, за аналогичный период оформила 6 и более микрозаймов. В целом в этот период большинству людей (43%) пришлось взять в МФО 1-3 займа, 21% – 4-5 займов, 31% – 6 и больше займов.

59% заемщиков признались, что во время пандемии погашать займы и кредиты стало сложнее. Трудности испытывал 71% тех, кто в этот период взял больше микрозаймов, чем обычно. Аналогичное мнение выразили 66% заемщиков, которые впервые взяли микрозаймы в пандемию. Большинство россиян (79%) к сентябрю полностью или частично погасили долг перед МФО. Однако каждый пятый заемщик (21%) еще не погасил долг.

В опросе приняли участие 1015 человек, которые пользовались услугами МФО за последние 12 месяцев во всех федеральных округах России. Большинство (77%) из них – мужчины. Почти половина (47%) опрошенных – в возрасте от 25 до 34 лет, 26% – от 35 до 44 лет. Большинство (28%) проживают в Центральном федеральном округе, 13% – в Южном, по 12% – в Северо-Западном и Приволжском. Большинство опрошенных (34%) живут с 4 и более членами семьи.

Регионами с самым высоким средним чеком погашения займов в МФО в марте-июне 2020 года стали: Кемеровская область (8 517 рублей), Магаданская область (6 164 рубля), Камчатский край (4 550 рублей), Карачаево-Черкессия (4 448 рублей) и Москва (4 332 рубля).

QIWI также опросила партнеров-МФО и выяснила, что во время пандемии многие ужесточили требования к заемщикам и изменили свои скоринговые модели, поэтому выросло число отказов в микрозаймах. Уровень одобряемости займов не изменился в тех организациях, которые работают преимущественно с постоянными клиентами. МФО не зафиксировали значимого роста спроса на микрозаймы и сильных изменений в их размерах: суммы остались на докарантинном уровне, а колебания в сторону уменьшения и увеличения не превышали 10-15%. Все МФО отметили в разной степени рост просроченных платежей во время самоизоляции. В этот период все микрофинансовые организации оптимизировали свои расходы и в целом были готовы к переходу в онлайн: пандемия стала катализатором этого процесса.

«В пандемию многие россияне столкнулись с серьезными экономическими трудностями, поэтому рост обращений в микрофинансовые организации был закономерным. Особенно это касается регионов, где не так распространены кредитные карты. Людям были необходимы деньги на товары первой необходимости, одежду и лечение, поэтому они обращались к займам. При этом погашать их оказалось в разы труднее, чем до пандемии», – комментирует коммерческий директор группы QIWI Александр Агаков.

По материалам QIWI

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Добавить комментарий


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных