Журнал ПЛАС » Новости » Исследования » 51 просмотр

Кредитами и займами пользуются 28% россиян

Кредитами и займами пользуются 28% россиян

Потребительский кредит – самый популярный вид займов, его за последний год брали более половины (51%) банковских заемщиков (13% от всех россиян). Равные доли заемщиков – по 14% (4% от всех россиян) оформляли за последний год ипотечный кредит и целевой кредит на конкретную покупку (он оформляется у продавца товара или поставщика услуги). 8% заёмщиков (2% россиян) пользовались автомобильным кредитом.

Чем старше заемщик, тем чаще он предпочитает потребительский кредит другим видам займов. Потребительский кредит за последний год оформляли 41% заемщиков 18-24 лет, 48% заемщиков 25-44 лет и 61% заемщиков старше 60 лет. Целевой кредит, напротив, чаще других оформляют молодые заемщики 18-24 лет (22% против 14% в среднем по стране).

Заемщики в Москве и Санкт-Петербурге за последний год пользовались потребительскими кредитами существенно реже, чем заемщики в среднем по стране (28% против 51%), но чаще использовали кредитные карты (44% против 28% в среднем по России).

Большинство заёмщиков (61%) тратят на погашение кредита менее 20% семейного дохода. 13% россиян, пользующихся займами, тратят на ежемесячные выплаты более 30% общего дохода домохозяйства. В семьях, находящихся в трудном финансовом положении (по собственным оценкам, «едва сводящих концы с концами»), этот показатель вдвое выше: доля тратящих более 30% ежемесячного дохода на выплату кредита составляет в таких домохозяйствах более четверти – 27%.

Большинство россиян – 84% – не планируют брать кредит в финансовой организации в ближайшем будущем. 8% отметили, что, возможно, возьмут кредит, а еще 8% затруднились с ответом. Наиболее категорично по отношению к банковским кредитам настроены россияне старшего возраста и люди с плохим материальным положением (подробнее – в таблицах 9-10).

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ: «Сегодня практически на всех потребительских рынках наблюдаются довольно низкие темпы постпандемийного восстановления спроса. Причиной тому – не только сократившиеся доходы россиян, но и социально-психологический эффект неопределенности: непонимание перспектив второй волны пандемии, невозможность долгосрочного планирования доходов, а значит и экономия: отказ от излишних, спонтанных покупок и демонстративного потребления – частых драйверов заемного поведения.
Мы полагаем, что до конца года эти явления будут сдерживать развитие рынка кредитования, в том числе, несмотря на характерную для этого рынка сезонную позитивную динамику осени. В свою очередь, коронакризис отчетливо показал заемщикам (да и всем россиянам в целом) важность грамотного финансового поведения, в особенности, важность взвешенных решений в части кредитования. Остается надеяться, что после нормализации ситуации, россияне будут принимать такие решения более рационально: стараясь объективно оценивать свои возможности по выплатам, сравнивая предложения разных финансовых организаций, внимательно читая договора и изучая тарифы».

По материалам НАФИ

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных