Исследование Visa: В России 0,2% граждан способны противостоять мошенникам

В России 0,2% граждан знают, какую информацию по банковской карте и кому можно предоставлять, а также как понять, что сайт безопасен при оплате в интернете, говорится в исследовании международной платежной системы Visa.

Исследование Visa: В России 0,2% граждан способны противостоять мошенникам

Подавляющее большинство (98,8%) имеют неполные знания по этому вопросу, из-за чего они уязвимы перед мошенниками, которые используют методы социальной инженерии для кражи денежных средств с карт, делают вывод в компании.

С отдельными правилами безопасности знакомы 90% опрошенных: совершать оплату только на официальных сайтах, не записывать ПИН-код от карты, не сообщать третьим лицам данные своей карты. Хуже осведомлены об этом молодые люди в возрасте до 25 лет. А те респонденты, которые уже имели опыт общения с мошенниками, лучше знают эти правила. Наименее защищенными от мошеннических схем оказались те, кто еще не сталкивался со злоумышленниками.

Чаще всего респонденты готовы раскрыть реквизиты карт и личную информацию в разговоре с человеком, представившимся сотрудником банка — порядка 15% согласны сообщить информацию о сроке действия банковской карты и номер телефона, к которому она привязана. В этом вопросе так называемым «сотрудникам банка» доверяют даже больше, чем мошенникам, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов. Но вместе с тем, россияне охотнее поделятся с  якобы «сотрудниками правоохранительных органов» своим домашним адресом — эти данные готов сообщить каждый пятый.

Мнимым представителям Центрального банка доверяют меньше. Но все же два процента опрошенных готовы рассказать им даже код для доступа в мобильный банк, трехзначный код на обратной стороне карты и код подтверждения платежа из СМС. Для сравнения, с теми, кто звонит якобы из «правоохранительных органов», этой информацией готовы поделиться в два раза меньше респондентов.

Номер банковской карты и имя ее владельца — это информация, которую можно сообщать настоящим сотрудникам банка. Тем не менее, каждый второй опрошенный (54%) считает, что такие данные нельзя никому сообщать.

Как показало исследование Visa, россияне считают двухфакторную авторизацию платежей наиболее эффективной для защиты платежных данных. При этом доверяют ей только 55% респондентов (среди мужчин этот показатель выше – 61%). Самым распространенным способом защиты платёжных данных оказались одноразовые коды подтверждения платежей — ими пользуются 74% человек. Но несмотря на такую распространённость, только каждый четвертый доверяет одноразовым кодам и считает их эффективными.

Биометрические способы защиты информации менее распространены, однако уровень доверия к ним выше. Так, 42% используют распознавание по отпечатку пальца. Причем, 39% считают такой способ надежным.

Примечательно, что в Санкт-Петербурге отпечаток пальца используют 62% опрошенных, что на 10% больше, чем в среднем. Защита с помощью распознавания лица (Face ID) встречается намного реже — ее применяют 12% респондентов.

Доверяют этой технологии 14% россиян, а среди опрошенных в возрасте 18–34 лет этот показатель составил 18%. Еще 3% используют защиту на основе голосовых технологий.

12% респондентов считают, что эффективных способов защиты данных нет.

Насколько россияне уязвимы перед мошенниками в интернете?

Оплата на сайте магазина — самый популярный способ онлайн-оплаты. Им пользуются 73% респондентов и 45% считают его безопасным. Но одновременно с этим лишь 35% опрошенных обращают внимание на адрес страницы и знают, что безопасный адрес начинается с https и должен содержать значок закрытого замка.

Таким образом, около 65% россиян потенциально могут стать жертвами мошеннических сайтов при оплате покупок в Интернете. Среди опрошенных из Санкт-Петербурга, а также среди респондентов в возрасте 18-24 лет, практически каждый второй знает, как должен выглядеть адрес безопасных страниц.

Подтверждая оплату покупок одноразовым кодом из СМС, россияне проявляют высокую бдительность. Большинство обращают внимание на сумму списания (76%) и название онлайн-магазина (65%). При этом про протокол безопасности Visa Secure, который защищает онлайн-покупки с помощью одноразовых кодов, знают 76% опрошенных.

Понимая важность повышения финансовой грамотности и осведомленности держателей карт о мерах защиты от мошенничества, компания Visa запустила в России образовательную кампанию под названием «Бросьте трубку!». В простой и понятной манере эксперты и блогеры рассказывают пользователям, как распознать мошенников и использование методов психологического манипулирования.

Главная рекомендация в этом случае заключается в том, чтобы прервать общение со злоумышленником — положить трубку во время телефонного разговора, удалить фишинговый email или СМС, закрыть непроверенный, подозрительный сайт.

«Технологии, защищающие платежные данные, совершенствуются с каждым днем, становятся все более надежными. Однако, как показывают результаты исследования, которые подтверждаются фактами из практики, многие пользователи все еще не готовы к встрече с мошенниками, рискуя потерять собственные средства, — прокомментировала результаты исследования Эвелина Нечипоренко, глава департамента управления рисками Visa в России. — Мошенники используют методы социальной инженерии, и под действием психологических манипуляций люди сами делятся карточными данными и личной информацией с мошенниками. С началом пандемии мы наблюдали всплеск мошенничества, связанного с появлением новых сценариев социальной инженерии, таких как получение якобы “пособия на поддержку бизнеса”, “льготных кредитов”, предложение больших скидок на средства индивидуальной защиты и многое другое. Но проблема остается по-прежнему острой, и мошенники осваивают новые, диджитальные каналы, где все больше ведут свою незаконную деятельность. Наиболее эффективный способ противодействия злоумышленникам — научить людей распознавать приемы социальной инженерии».

Исследование проводилось в России для Visa компанией Ipsos. В опросе участвовали 1613 человек в возрасте от 18 до 65 лет: владельцы банковских карт и активные пользователи цифровых банковских услуг. Респонденты проживают в городах с населением от 100 тыс. человек.

По материалам Visa

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных