13.10.2020, 17:09
Количество просмотров 313

АРБ: как направить персональные данные сотрудников без персональных данных

АРБ подготовила обращение в мэрию с просьбой ответить на ряд вопросов о порядке исполнения новых требований о предоставлении работодателями информации о сотрудниках, работающих дистанционно.
АРБ: как направить персональные данные сотрудников без персональных данных

Как известно, с 12.10.2020 г. работодатели обязаны, исполняя требования указов Мэра Москвы № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» и № 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» с учетом изменений, внесенных указом Мэра Москвы № 97-УМ «О внесении изменений в указы Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ и от 8 июня 2020 г. № 68-УМ», каждый понедельник подавать соответствующие отчеты.

Информация о работниках включает в себя: номер мобильного телефона; государственный регистрационный номер транспортного средства (при наличии); номер электронной карты «Тройка» (при наличии); номер электронной карты «Стрелка» (при наличии); номер социальной карты (при наличии); номер месячного проездного билета без лимита поездок и с лимитом 70 поездок, временного единого социального билета, временного льготного билета (при наличии).

При этом, как следует из Указа № 68-УМ, вышеуказанные сведения о работниках, подлежащих переводу на дистанционный режим работы, должны предоставляться без персональных данных.

Однако предоставление перечисленных в указе № 12-УМ сведений, например, о номере мобильного телефона работника, позволяет достаточно легко идентифицировать работника и получить доступ ко многим его (как владельца номера мобильного телефона) персональным данным. Более того, как следует из указа № 12-УМ, данные о номере мобильного телефона соответствующего работника должны указываться без условия о его наличии (отсутствует оговорка «при наличии»), но у работника мобильного телефона может и не быть.

Согласно ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, а согласно ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Положения Трудового кодекса РФ не устанавливают для работника обязанности по предоставлению сведений о номере его мобильного телефона, номере проездного документа и иных вышеуказанных сведений. ТК РФ не предусматривает ни обязанности работника по предоставлению работодателю рассматриваемых данных, ни, соответственно, права работодателя требовать у своего работника их предоставления, ни также обязанности работодателя по предоставлению таких данных третьим лицам. Более того, согласно статье 90 ТК РФ лица, виновные в нарушении положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных при обработке персональных данных работника, могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной.

Иными федеральными законами также не предусмотрена обязанность работника по предоставлению работодателю указанных в вышеупомянутых правовых актах Мэра Москвы сведений.

В связи с этим, перед работодателями встает ряд вопросов как о возможности в силу спорной правомерности исполнения рассматриваемых требований по предоставлению соответствующей информации о своих работниках, так и о порядке исполнения соответствующих норм, в т. ч. при отказе сотрудников в предоставлении персональных данных (номеров мобильных телефонов, данных социальных карт и др.).

Кроме того, у банков, как работодателей, осуществляющих деятельность в Москве, и их сотрудников возникает вопрос о цели предоставления вышеуказанных сведений, принимая во внимание тот факт, что информация должна предоставляться и по работникам, которые, даже работая удаленно, не относятся к тем категориям граждан, которым перемещение не рекомендовано. А сами ограничения в перемещении определенных категорий граждан носят рекомендательный характер, т. е. не являются обязательными для исполнения.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос об изменении содержания указанной отчетности, поскольку целью её предоставления может быть только передача данных о соблюдении работодателем требования о переводе на дистанционную форму работы не менее 30% работников.

Ассоциация полагает, что право доступа к персональным данным должен предоставлять сам субъект персональных данных (в рассматриваемой ситуации работник), поскольку важно разрешение самого человека на доступ к его данным.

Также АРБ подготовлено обращение к помощнику Президента Российской Федерации – начальнику Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Брычёвой Л. И., в котором Ассоциация просит проанализировать правомерность вынужденного предъявления московскими банками – работодателями требований к своим сотрудникам по предоставлению ими вышеуказанных персональных данных и согласия на их передачу городу, а также правомерность предоставления банками соответствующих сведений без согласия их работников. Ведь совершение тех или иных действий, нарушающих права и законные интересы граждан, в условиях дефицита доверия между населением и властью может только усугубить возникшие проблемы. Понуждение бизнеса к совершению действий с неопределенным правовым обоснованием даже в отношении просто своих сотрудников может нанести серьезный урон его репутации.

По материалам АРБ

Рубрика:
{}Банки и МФО
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ