20.03.2020, 13:25
Количество просмотров 282

АБР предложила Центробанку новые меры по минимизации негативного влияния пандемии

Ассоциация банков России предложила Банку России новый комплекс мер, оперативная реализация которых должна помочь минимизировать негативное влияние на финансовый рынок пандемии коронавируса и волатильности на глобальных рынках. Меры разработаны с учетом оценок и рекомендаций банков-членов Ассоциации в дополнение к инициативам, направленным регулятору 18 марта 2020 года.
АБР предложила Центробанку новые меры по минимизации негативного влияния пандемии

Ассоциация «Россия», с учетом мнений, высказанных членами Ассоциации, полагает целесообразным оперативно реализовать ряд дополнительных[1] мер для минимизации негативного влияния[2] на финансовый рынок коронавируса и волатильности на глобальных финансовых и сырьевых рынках.

  • Расширить инструментарий по предоставлению ликвидности Банком России, в том числе за счет беззалоговых кредитных линий на срок до 6 месяцев для банков, не относящихся к СЗКО; валютного РЕПО под ценные бумаги, принимаемые в качестве обеспечения Банком России;
  • Временно снизить нормативы обязательных резервов[3], в том числе для обязательств в иностранной валюте;
  • Существенно уменьшить базовую ставку страховых взносов в фонд обязательного страхования (например, до 0.075% в квартал), предусмотреть отсрочку уплаты отчислений в АСВ;
  • Поддержать обнуление/снижение обеспечения по сделкам РЕПО и валютный СВОП, заключаемым в режиме Центрального контрагента на Московской бирже;
  • Зафиксировать курсы иностранных валют, используемых в целях выполнения пруденциальных требований, например по состоянию на 01.03.2020, в том числе для консолидации участников банковских групп-нерезидентов, для расчета нормативов концентрации Н6 и Н25, требований ВПОДК;
  • Рассмотреть возможность фиксации стоимости ценных бумаг по состоянию на 01.01.2020 для целей расчета нормативов и выполнения требований ВПОДК;
  • Внести изменения в методику расчета нормативов ликвидности Н2 и НЗ, смягчающие порядок их расчета[4];
  • Довести до кредитных организаций четкие параметры, включая прогнозные, для проведения стресс-тестирования;
  • Временно ввести мораторий на пересмотр в сторону снижения оценки справедливой стоимости имущества банков и залогового обеспечения до стабилизации экономической ситуации на финансовом рынке;

В целях обеспечения непрерывности кредитования и поддержки заемщиков, испытывающих временные трудности из-за сложившейся экономической ситуации и пандемии, препятствующих ведению нормальной хозяйственной деятельности:

Отменить (смягчить) макропруденциальные ограничения на капитал, с учетом их контрциклического характера:

  • отменить надбавки к коэффициентам риска в зависимости от ПДН;
  • отложить планируемое введение ПДН по ипотечным кредитам до 2021 года.
  • Оперативно предусмотреть возможность законодательных изменений, позволяющих кредитование физических лиц по ставкам, превышающим предельные значения ПСК, установленные исходя из данных прошлого квартала;
  • При осуществлении надзора, учитывать полученные заемщиками разрешения (или иные подтверждающие документы), связанные с несвоевременной сдачей отчетности в налоговые органы, и соответствующий перенос сроков мониторинга финансового положения;

Скорректировать подходы к формированию резервов в условиях стресса, предоставив кредитным организациям возможность:

  • не ухудшать оценку финансового положения заемщиков из отраслей, наиболее пострадавших от изменения валютного курса и снижения деловой активности из-за короновируса, на основании предоставленных компаниями обоснований, расчетов и сведений;
  • принимать решение уполномоченным органом банка о не ухудшении оценки качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика (в т.ч. с "плохим" ФП) в соответствии с п. 3.10 Положения 590-П;
  • проводить повторные реструктуризации (пролонгации, изменения порядка, размера и сроков уплаты процентов или основного долга) ссуд без ухудшения качества обслуживания долга;
  • не признавать ссуду реструктурированной при изменении валюты кредита (из USD/EURO в RUB);
  • не считать ухудшением финансового положения заемщика снижение показателей за 4 квартал 2019 года и за 1-2 кварталы 2020 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;
  • не применять п. 3.9.2 Положения 590-П (ухудшение ФП связанных заемщиков, плохое ФП учредителей, ухудшение экономического положения страны, в которой заемщик осуществляет деятельность);
  • скорректировать подходы по признанию заемщиков не ведущими реальную деятельность в условиях организации удаленной работы и иных последствий пандемии, а в отношении физических лиц – не формировать 100% резерв из-за неактуальности паспорта (если проводятся операции по погашению ссуды, а не получению);
  • ввести нормы, аналогичные подходам, используемым в МСФО, позволяющие не формировать резерв 100% и (или) учитывать обеспечение и подтвержденные денежные потоки для погашения задолженности при дефолте заемщика (залогодателя, поручителя);
  • в случае дальнейшего распространения короновирусной инфекции и признания ее влияния существенным применять подход, аналогичный указанному в п.3.17 Положения 590-П (касательно чрезвычайной ситуации). Полагаем, что реструктуризации по кредитам физических лиц, включая ипотечные, не должны приводить к повышению ставки резервирования в связи с ситуацией пандемии.
  • При признании существенными влияния инфекции и предпринимаемых зарубежными государствами мер по борьбе с распространением пандемии на экономическую ситуацию такой подход целесообразно использовать для всех категорий заемщиков (в том числе в вопросе не исключения из портфелей однородных ссуд).
  • Поддержать перед Правительством РФ позицию банковского сообщества о необходимости издания официального документа о моратории на период карантина выплат по независимым гарантиям, обеспечивающим контракты с поставщиками, попавшими под негативное влияние сложившейся ситуации, а также запрета на период карантина на расторжение контрактов госзаказчиком в одностороннем порядке;
  • Существенно переформатировать Программу стимулирования льготного кредитования субъектов МСП (6.5): смягчить требования к заемщикам и скорректировать ценовые условия, расширить ее объемы и лимиты на банки.

Указанные меры будут способствовать предсказуемости и управляемости ситуации на финансовом рынке, повысят стабильность банковской системы России, помогут банкам оказать поддержку своим заемщикам — предприятиям и физическим лицам.

Дополнительно сообщаем, что Ассоциация создала оперативную группу для организации непрерывности взаимодействия между членами Ассоциации и федеральными органами исполнительной власти, Банком России, а также профессиональными и общественными объединениями в условиях реализации экономических мер по борьбе с последствиями пандемии COVID-19 и волатильности на финансовых рынках. В задачи группы входит оперативное рассмотрение предложений и проблемных ситуаций банков и других организаций-членов Ассоциации. Руководителем группы назначен вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Контакты оперативной группы: тел. +7-495-785-2990; электронная почта asros@asros.ru.

[1] в дополнение к изложенным в обращении Ассоциации № 02-05/219 от 18.03.2020

[2] Из-за обусловленных пандемией панических настроений на фондовых и валютных рынках сложилась турбулентная и непрогнозируемая ситуация, которая привела к глобальному обвалу фондовых индексов на всех международных биржах, крайне высокой волатильности и резкому снижению курса рубля, что оказывает существенное негативное влияние финансовый сектор России. Развитие ситуации на финансовых рынках эскалировало данную ситуацию, снижение ставок, устанавливаемых регуляторами, стало одной из антикризисных мер. Предпринимаемые зарубежными государствами оправданные меры по борьбе с распространением пандемии приводят к дефициту рабочей силы, срыву исполнения зарубежных контрактов, удорожанию поставок.

Для населения, имеющего сегодня существенный объем заимствований, возрастают риски снижения доходов или потери работы, возрастает угроза падения платежеспособного спроса.

Прогнозируется усугубление негативного влияния на экономику в целом и на финансовые показатели деятельности большинства предприятий, в первую очередь компаний сектора малого и среднего бизнеса.

[3] Отчисления в ФОР несоразмерно велики по сравнению с возможной стоимостью риска для банковской системы и размера ответственности отдельных банков, особенно в иностранной валюте. Такая ситуация оказывает дополнительное давление на капиталы банков и не способствует стабилизации банковской системы

[4] Например включить в числитель при расчете нормативов ценные бумаги, находящиеся в инвестиционном портфеле (так как под них возможно привлечение ликвидности посредством операций РЕПО) или исключить из знаменателя нормативов обязательства по коротким сделкам РЕПО (ввиду наличия возможности их ежедневной пролонгации).

По материалам Ассоциации банков "Россия"

Рубрика:
{}Банки и МФО
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ