.

Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Вычислительный доллар vs Цифровой суверенитет РФ на основе ИИ

Вычислительный доллар vs Цифровой суверенитет РФ на основе ИИ

Искусственный интеллект и Big Data 1 час назад

В рамках передачи от 22 декабря 2025 года на Соловьев Live российский публицист и политический консультант Дмитрий Куликов и финансовый аналитик, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике Александр Лосев обсудили актуальные вопросы уходящего года, а также итоги политической и финансовой сфер.

В частности, в ходе диалога было отмечено: в США полагают, что продукция на основе искусственного интеллекта, созданная с использованием американских чипов, должна оплачиваться исключительно в долларах США. Предоставление другим странам сервисов на основе вычислительных технологий дает возможность экспортировать товары с помощью искусственного интеллекта по всем мире. Поэтому, как отметил Александр Лосев, важнейший вопрос ближайшего будущего – в какой валюте будут осуществляться эти расчеты.

Спикер напомнил, если бы в 1974 году госсекретарь Генри Киссинджер (Heinz Alfred Kissinger) и министр финансов США Уильям Саймон (William Edward Simon) не помогли разработать систему «нефть и доллар», это был бы крах американской финансовой системы. Поэтому сейчас в США говорят: мы должны создать систему вычислительного доллара – это поможет сохранить источник глобального влияния.

Поэтому так важны разработки в сфере ИИ, которые ведутся в России и Китае. Эти страны, так же, как и Индия будут развивать данные технологии самостоятельно. Необходимо иметь независимые технологии искусственного интеллекта, чтобы сохранить независимость собственной экономики и собственного развития.

Александр Лосев напомнил: «Мы уже много раз говорили о том, как эти модели обучаются, что есть такое понятие, как «атака отравленными данными», когда можно обучить модель противника действовать неправильно. Есть понятие эмерджентности (эмерджентность — это возникновение у сложной системы новых, целостных свойств и качеств, которые не присущи отдельным её компонентам по отдельности, а появляются в результате их взаимодействия), когда система выдает не те результаты, на которые рассчитывали разработчики, галлюцинации и прочее. И если что-то разработано для конкретной отрасли, то это только там и может применяться. Если произойдет подмена данных, если сервис обучен на других данных, ничего хорошего из этого не выйдет».

Стоит напомнить, что основоположниками в отрасли разработки нейросетей являются советские ученые. В частности, как отметил Дмитрий Куликов, значительный вклад в эволюцию математики внесли Андрей Колмогоров и Владимир Арнольд.

«Тот искусственный интеллект, который используют в России, должен быть русским, – заявил Дмитрий Куликов. – Он должен знать в начале программы обучения, что он русский искусственный интеллект. Могу пояснять, что это значит. Я не этническую принадлежность по крови имею в виду, а размышления должны начинаться с этой позиции. Он должен понимать, что у него есть конкуренты. Американский искусственный интеллект, китайский искусственный интеллект. Про Европу говорить смешно».

«Придется делать именно таким образом, – согласился Александр Лосев. – И никак иначе. Потому что невозможно использовать что-то чужое. Об этом сейчас говорят и в ОАЭ, и в Саудовской Аравии, и вообще все. Теперь вычислительная техника – это новая нефть. Вычислительный доллар и нефть, как физический товар с четкими точками поставки, и услуги на базе искусственного интеллекта, измеряемые в вычислительных единицах, те же самые токены и так далее, являются таким же товаром, который сейчас будет востребован во всем мире».

В ходе диалога отмечалось, что уже сейчас многие страны противостоят так называемой цифровой диктатуре США. Например, экономичные сервисы китайских производителей, которыми любой желающий может пользоваться бесплатно, по крайней мере некоторыми моделями. И работают китайские сервисы быстрее и эффективнее американских.

Тем не менее, США пытаются выстроить новый механизм контроля. За счет расчетов за использование технологий на основе искусственного интеллекта.

«Они считают, что именно это может поддержать падающий доллар, – комментирует Александр Лосев. – Не может. Также они говорят, что стейблкоины, обеспеченные долларом, тоже очень классная вещь. Однако, мы много раз рассказывали, что самое страшное для США из того, что сейчас происходит – это международные расчеты в национальных валютах. Ведь для того, чтобы поддерживать колоссальный дефицит торгового баланса, необходимо, чтобы все эти доллары, которые уходят вовне за продукцию из других стран, которую американцы потребляют, возвращались бы на рынок США на покупку казначейских обязательств, на покупку американских акций. Если этого не происходит, если Америка продолжает жрать в три горла, а при этом деньги назад не поступают в нужном количестве и другие страны отказываются у них покупать казначейские обязательства, чтобы финансировать их долг, чтобы дальше можно было раздувать эти пузыри – вот тогда начинаются проблемы. Поэтому, чтобы обеспечить, как они пишут, экономический зонтик безопасности, в дополнение к оборонному зонтику в стиле холодной войны, надо искать новые пути. И вычислительный доллар – это новое для них определение («вычислительный доллар» (англ. Compute Dollar или Compute-as-Currency) — это новая экономическая концепция 2025 года, в которой единицей стоимости и средством обмена становятся вычислительные мощности (например, часы работы GPU)). Подобные соглашения между странами, которые будут использовать это, также, как и приоритетный доступ к полезным ископаемым, также, как и критически важные инфраструктуры искусственного интеллекта – это участие в протоколах безопасности США. Они уже говорят о том, что все, кто попал в ловушку ChatGPT, не должны из нее вылезти».

Как отметили участники дискуссии, для США крайне важно сохранение цифрового контроля, как прежде было важно сохранение гегемонии доллара. 

Фото: открытые источники