.

Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Цифровая трансформация Евразийского экономического союза глазами участника процессов

Цифровая трансформация Евразийского экономического союза глазами участника процессов

Геополитика 25 минут назад

Эксперты все чаще расходятся в оценках: действительно ли цифровая интеграция способна стать драйвером развития ЕАЭС или остается политической декларацией, как это уже произошло с приснопамятной зеленой повесткой Европейского Союза? Алексей Ордин, цифровой атташе Торгпредства России в Армении, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, предлагает попытаться разобраться в том, что происходит на самом деле, и какой потенциал заложен в цифровой повестке ЕАЭС на конец 2025 года.

От доверенной среды – к реальному рынку цифровых сервисов  

Идеи формирования единого цифрового пространства внутри Союза начали активно обсуждаться еще в середине 2010-х. Но практическая реализация ускорилась только в последние пару лет – на фоне геополитических и технологических вызовов.

Ключевые проекты хорошо известны:

• взаимное признание электронной подписи,

• развитие электронных доверительных сервисов,

• цифровой нотариат,

• единые механизмы маркировки и прослеживаемости,

• динамичное развитие ИИ,

• платформенные решения в логистике, торговле и госуслугах.

Фактически речь идет о создании инфраструктуры доверия между государствами. Переход к взаимному признанию цифровой подписи можно назвать фундаментальным шагом: он позволит бизнесу заключать сделки в любой стране Союза без бумажных документов и без повторных процедур идентификации.

Цифровой нотариат – еще один важный элемент. Как и в случае со смарт-контрактами в проекте цифрового рубля, электронный нотариат – это не революция, а снижение транзакционных издержек и резкое ускорение уже существующих процессов.

Кибербезопасность: когда законодательство догоняет практику

Если сравнивать страны ЕАЭС, то развитие законодательства в области кибербезопасности идет неравномерно:

• Армения в 2025 году одобрила проект закона «О кибербезопасности» и вынесла его на парламентские слушания.

• Россия продолжает совершенствовать правовой режим Федерального закона № 187-ФЗ о КИИ – в 2025 году в него внесены значимые обновления.

• Кыргызстан запустил собственный закон о кибербезопасности еще в 2024 году.

Похожая динамика наблюдается и в отношении цифровых валют, и доверительных сервисов. Доверительные сервисы – это инструменты, обеспечивающие юридическую и техническую надежность электронных операций: электронную подпись, идентификацию пользователей, хранение данных, электронный документооборот и услуги по обеспечению кибербезопасности. Государства успевают внедрять законодательную базу для регулирования таких сервисов с разной скоростью, что отражает разрыв между технологическим развитием и нормативной готовностью. Тем не менее, тренд очевиден: цифровая безопасность постепенно становится неотъемлемой частью интеграционной логики Союза.

Для ЕАЭС это критически важно: нельзя запускать единую систему прослеживаемости, единые таможенные сервисы или трансграничные платформы без единой базы доверия и согласованных требований к защите данных.

Почему ЕАЭС двигается иначе, чем ЕС

Цифровая интеграция ЕАЭС все чаще сравнивается с европейской моделью, но подходы принципиально различаются.

ЕС строится на жесткой гармонизации норм (GDPR, eIDAS и др.), обеспечивая единые стандарты и предсказуемость, однако опираясь на внешне формируемые правила.

ЕАЭС использует гибридный подход – сочетание добровольного признания стандартов, синхронизации процессов и учета цифровой зрелости государств. Союз делает акцент на технологическом суверенитете, включая кибербезопасность, инфраструктуру данных и облачные решения. Это снижает зависимость стран-членов от внешних поставщиков и создает условия для развития собственных технологий.

Таким образом, ЕС – это внешняя унификация и стандартизация, а ЕАЭС – гибкость, ускоренное внедрение и развитие собственного цифрового контура.

Куда движется Союз: контуры ближайших пяти лет

Главные приоритеты цифровой интеграции ЕАЭС:

• развитие пространства доверия;

• трансграничные электронные сервисы, такие как электронная таможенная декларация, сквозное отслеживание грузов, электронные подписи для сделок между государствами-членами Союза и обмен цифровыми сертификатами безопасности;

• общий рынок данных;

• совместные платформы в логистике и таможенном администрировании;

• повышение киберустойчивости.

Цифровая интеграция ЕАЭС – это инвестиция в экономический рост и устойчивость к внешним воздействиям для государств-членов Союза. Уже сегодня видно, что цифровая повестка перестала быть декларацией и стала практикой, ощутимой для бизнеса и государств.

Да, впереди остаются вопросы – согласование норм, кибербезопасность, инфраструктура данных. Но именно здесь начинается новый этап евразийской интеграции – с заметным вкладом тех институтов, которые обеспечивают продвижение и поддержку цифровых инициатив на пространстве Союза, в том числе, Торгпредства России в Армении.

 

Фото: предоставлено автором