К такому выводу пришли участники сессии "Между странами и системами: международная координация борьбы с кибермошенничеством" Уральского Форума «Кибербезопасность в финансах», продолжающегося в Екатеринбурге.
Эксперты обсудили, каким образом мошенничество выходит далеко за рамки одного государства, превращаясь в глобальную сеть трансграничных переводов и транзакций. Они рассмотрели наиболее эффективные стратегии противодействия такой международной преступности путем расширения географии сотрудничества с национальными банками и заинтересованными ведомствами, а также с помощью организации трансграничного обмена данными для оперативной нейтрализации угроз, выходящих за суверенные рамки.
Модератором выступила Элина Тихонова, руководитель направления инвестиционных программ телеканала РБК, ведущая, журналист и интервьюер.
Алла Бакина, глава Департамента национальной платежной системы Банка России, выделила среди основных трендов 2025 года продолжающее набирать обороты дропперство, среди фигурантов которого много иностранных граждан.
Второй тренд – активное использование NFCGate-схем. На этом фоне ЦБ уже обязал банки обеспечить распознавание своими приложениями попыток подобных мошеннических действий.
Еще один тренд – новые способы использования мошенниками популярности маркетплейсов у населения.
Всего, по данным Банка России, в 2025 году объем потерь составил 29,3 млрд рублей, что выше показателя предыдущего года более чем на 6%
Как отметил Ерлан Ашыкбеков, директор департамента платежных систем, Национальный Банк Республики Казахстан, в настоящее время регулятор проводит системную работу по противодействию мошенничеству - создан единый центр, координирующий действия банков и правоохранительных органов. Реализован механизм возврата заблокированных банками похищенных мошенниками денег законным владельцам без необходимости задействования судебных процедур.
Среди перспективных инициатив - развитие работы с телеком-операторами и создание системы телеком-антифрода, призванной противостоять телефонному мошенничеству на национальном уровне. В республике принят также целый ряд мер по борьбе с кредитным мошенничеством, включая введение периодов охлаждения.
Эрнест Чернухин, начальник отдела Департамента международной информационной безопасности МИД России, рассказал об изменении географии кибермошенничества. По словам эксперта, налицо миграция преступности с территории СНГ на страны Восточной, а затем - и Западной Европы, включая Нидерланды, Великобританию и другие страны региона. Следующий географический вектор кибермошенничества – Юго-Восточная Азия.
При этом уже давно стало понятно – сегментировано противостоять этой угрозе невозможно, единственный вариант - развитие международного сотрудничества, в том числе - под эгидой ООН. Соответствующая конвенция уже находится на стадии подписания, правда, по словам эксперта, присоединения к ней тех же США и некоторых других стран сегодня ожидать не приходится.
Юлия Шлычкова, вице-президент «Лаборатории Касперского» по связям с государственными органами, рассказала об активностях своей компании в сфере поддержки противодействия кибермошенничеству, не связанных с непосредственным получением прибыли.
По ее словам, в России за 2025 год рост атак на финансовую отрасль вырос на 40%, при этом данный сегмент остается одним из самых атакуемых. Шифровальщики и программы-вымогатели остаются одной из главных угроз, способных парализовать работу финансовой организации. А учитывая, что эти направления практикуют и развивают целый ряд международных преступных группировок, эффективный ответ возможен только на глобальном уровне.
Фото: ПЛАС











