Какие законы для бизнеса вступят в силу в июле 2026 года
Россия
С 1 июля 2026 года в России вступят в силу изменения в сфере личных финансов.
Нововведения касаются пенсионных выплат, уплаты налогов, банковских переводов, кредитования, сделок с недвижимостью и страхования.
Пенсионеры, которым в июне исполнилось 80 лет или была установлена 1 группа инвалидности, начнут получать двойную фиксированную выплату в размере 19 169,38 руб. без подачи заявлений. Отменяется правило ежегодного подтверждения права на повышенную пенсию для жителей Крайнего Севера, получающих деньги на дом через Почту России или в кассе.
До 15 июля включительно граждане обязаны уплатить налог на доходы физических лиц за 2025 год, если они подали декларацию до 30 апреля 2026 года. С 16 июля за каждый день просрочки начнет начисляться пеня исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России.
При переводах через Систему быстрых платежей банки начнут автоматически обмениваться индивидуальными номерами налогоплательщиков для выявления подставных лиц. От клиентов дополнительных действий не потребуется.
Банк России вводит дисконтирующий коэффициент 10, из-за чего при выдаче кредитов будет учитываться лишь 90% от заявленного неофициального дохода заемщика. Микрофинансовым организациям запретят автоматически проставлять за клиента согласие на дополнительные услуги и скрывать часть условий договора с помощью визуальных приемов.
Росреестр запустит систему дистанционной регистрации жилья с использованием отпечатков пальцев, изображений лица и радужной оболочки глаза. Биометрия дополнит электронную подпись, при этом возможность оформить документы через многофункциональные центры и нотариусов сохранится.
Появится новый вид страхования жизни с инвестиционным доходом. Доходность будет либо объявленной в виде фиксированной ставки, либо расчетной с привязкой к рыночным факторам. Второй вариант разрешат оформлять только квалифицированным инвесторам при уплате страховой премии от 6 млн. руб.
С 1 июля 2026 года банки и микрофинансовые организации (МФО) получат возможность оперативнее обмениваться данными — и это как раз часть мер по защите клиентов от мошенников. Финансовые организации могут оперативно запрашивать и получать из всех квалифицированных бюро кредитных историй (БКИ) специальные сведения. Их цель — вовремя заметить подозрительную активность. Например, если кто-то пытается оформить потребительский заём (кредит) без добровольного согласия самого человека (скажем, по поддельным документам или с использованием украденных данных), такая система поможет банку или МФО раньше
В основную часть кредитной истории физического лица теперь включаются детальные данные о каждом обращении за кредитом: какая сумма запрашивалась, было ли одобрение (и если да, то какая сумма одобрена), был ли заключён договор и переданы ли деньги, а также случаи отказа с указанием причины. Банки и МФО обязаны передавать эти сведения в БКИ не позднее 30 минут с момента, когда событие произошло. А сами бюро, получив данные, должны включить их в кредитную историю не позднее чем через 15 минут. После этого другие участники рынка могут запросить эти сведения для проверки.
С 1 июля кредитные организации будут обязаны предоставлять данные о счетах и вкладах клиентов в возрасте от 14 до 18 лет их законным представителям – родителям, усыновителям и попечителям. Эта норма закреплена в Федеральном законе от 24 июня 2025 года № 163-ФЗ, который внес изменение в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
С 1 июля 2026 года появятся новые правила подтверждения доходов для самозанятых и ИП при получении кредитов. Изменения связаны с ужесточением подхода ЦБ к оценке платежеспособности заемщиков. К доходу, который не подтвержден официальным документами, вводится дисконт – 10%. То есть при рассмотрении кредитных заявок банки учтут 90% от суммы, которую заемщик указал как свой доход, если нет документального подтверждения. Например, из 100 тыс. руб., банк учтет 90 тыс.
ФНС разработала рекомендуемые форму и новый электронный формат согласия на раскрытие налоговой тайны. Применять их нужно с 1 июля 2026 года. Налогоплательщики смогут направлять согласие на представление сведений, составляющих налоговую тайну, от имени реорганизованных компаний.
С 1 июля 2026 года работодатели перестанут платить страховые взносы с компенсаций удаленным сотрудникам за использование личного оборудования. Не нужно будет сообщать в СФР ряд сведений по обособленным подразделениям, но станет больше сотрудников, по которым нужно подавать данные о страховом стаже в СФР.
Новые правила получения СФР сведений: по лицевому счету, а не по запросам:
сведения о стаже и периодах нетрудоспособности СФР будет брать из ИЛС, а не запрашивать повторно у работодателей. Запрос придет, только если данных в системе нет. Изменения будут в назначении пособий по больничным, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Увеличен срок подачи сведений о страховом стаже. Сейчас при выходе работника на пенсию подать сведения о страховом стаже (подраздел 1.2 ЕФС-1) нужно в течение трех календарных дней, с момента его обращения или запроса из СФР. С 1 июля этот срок составляет три рабочих дня.
С 1 июля 2026 Минтруд сократил сроки принятия решений о регистрации и о изменении сведений лицевого счета с 5 до 4 рабочих дней. Соответствующий приказ от 23.04.2026 № 184н опубликован на сайте ведомства.
С 5 до 4 рабочих дней сократили сроки принятия решений:
· об открытии ИЛС застрахованного либо об отказе в регистрации. Срок рассчитывают со дня получения анкеты зарегистрированного лица;
· о выдаче уведомления о регистрации (изменении анкетных данных) либо об отказе.
СФР будет уточнять и дополнять сведения лицевого счета в срок не более 4 рабочих дней со дня получения от страхователей данных для назначения и выплаты пособий.
С 1 июля 2026 вводится объемно-сортовой учет (ОСУ) в рамках системы ГИС МТ «Честный Знак» для косметики, бытовой химии и товаров личной гигиены. Понадобится GTIN (Global Trade Item Number) — глобальный код товара, присвоенный через GS1 Russia.
С 1 июля 2026 года к системе «Честный ЗНАК» подключаются производители и импортеры шоколада, конфет, карамели, драже, жевательной резинки.
Российские резиденты с 1 июля 2026 года избавляются от необходимости получать разрешение Банка России на оплату долей, вкладов и паев в имуществе нерезидентов, если сумма таких операций не более 30 млн руб. Учтут все операции, которые резидент провел в пользу одного юрлица – нерезидента с 1 апреля 2024 года.
Предприниматели смогут получать заемные средства по ставке, равной ключевой. С 1 июля 2026 года программа начнет действовать для предприятий обрабатывающей промышленности, туризма, логистики, IT и научно-технической деятельности. Также в перечень получателей поддержки войдут малые технологические компании, сфера креативных индустрий и участники региональных программ по повышению производительности труда.
10 июля 2026 года ФНС проводит ежегодное обновление Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Изменения касаются всех субъектов малого и среднего предпринимательства — ИП и юридических лиц, включенных в реестр МСП.
Статус МСП определяется по данным за 2025 год. Для включения в реестр используются ключевые отчетные документы:
· налоговая декларация за 2025 год;
· расчет по страховым взносам (РСВ).
Если данные не представлены или содержат ошибки, бизнес может быть исключен из реестра.
С 30 июля 2026 года вводят новую форму декларации по косвенным налогам.
ФНС утвердила новую форму декларации по НДС и акцизам при импорте товаров с территории ЕАЭС в связи с введением СПОТ. Обновленную форму нужно применять при подаче отчетности за июль 2026 года.
С 1 июля 2026 из 12 стран можно будет получить доступ к госсервисам РФ. Россияне, находящиеся в других странах, смогут удаленно пользоваться государственными сервисами и оформлять сертификаты электронной подписи. Проект продлится с 1 июля 2026 года до конца 2027 года и охватит 12 государств.
Эксперимент пройдет на базе учреждений МИД и Россотрудничества в Армении, Вьетнаме, Индии, Индонезии, Казахстане, Киргизии, Китае, Малайзии, ОАЭ, Сербии, Турции и Узбекистане. Координацию всех процессов возьмет на себя Министерство иностранных дел.
Техническую обработку поступающих заявлений поручили уполномоченному МФЦ в Нижегородской области. В реализации проекта также участвуют СФР и АО «Аналитический центр» на добровольной основе.
Безопасность каналов связи и готовность помещений за рубежом к работе с персональными данными проверит ФСБ.
Система СПОТ заработала с 1 июня 2026 года, но импортерам дали месяц отсрочки по уплате обеспечительного платежа. До 30 июня компании могут только формировать документы о предстоящей поставке в информационной системе ФНС и получать QR-коды для передачи перевозчикам. С 1 июля 2026 года импортеры должны вносить обеспечительный платеж до момента ввоза товара, в дальнейшем этот залог учтут в декларации по косвенным налогам.
С 1 июля в ЕАЭС вступают в силу новые правила внешней электронной торговли
Установлен порог беспошлинного ввоза в 200 евро, утверждены ставки пошлин и перечень товаров без упрощённого декларирования.
С 1 июля 2026 года в странах ЕАЭС начинают действовать новые условия ввоза товаров электронной торговли, приобретаемых физическими лицами на иностранных маркетплейсах. Соответствующий пакет решений принят Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Новые правила вводят унифицированный подход к регулированию трансграничной интернет-торговли на всем пространстве ЕАЭС. Ключевое изменение - единый порог беспошлинного ввоза на уровне 200 евро (с возможностью его пересмотра в дальнейшем). При превышении этой суммы с полной стоимости товара будет взиматься таможенная пошлина в размере 5% (но не менее 1 евро за килограмм). Помимо пошлины, применяются ставки НДС, установленные на национальном уровне. Для отдельных категорий товаров, в частности автомобилей, предусмотрены специальные ставки.
Утвержден также перечень товаров, на которые не распространяется упрощённый порядок декларирования. В него вошли:
· товары, не признаваемые товарами для личного пользования (солярии, двигатели внутреннего сгорания, медицинская мебель, игровые автоматы и др.);
· продукция с разрешительным порядком ввоза и вывоза (оружие, боеприпасы, кости ископаемых животных, опасные отходы);
· алкогольная и табачная продукция, наличные денежные средства, воздушные и водные суда, отдельные виды транспортных средств и их шасси.
Кроме того, утверждена форма корректировки декларации на товары электронной торговли, а также внесены изменения в порядок указания сведений о стране происхождения, применении тарифных преференций и исчислении таможенных сборов.
Новый порядок вводится в рамках специального таможенного режима для товаров электронной торговли, предусмотренного Таможенным кодексом ЕАЭС. Изменения затронут все зарубежные онлайн-площадки, включая AliExpress, Temu, а также российские маркетплейсы с зарубежными витринами – Ozon Global и Wildberries Global.
Узбекистан
С 1 июля новые субъекты предпринимательства смогут бесплатно пользоваться услугами по отправке налоговой и финансовой отчетности от предприятий Soliq-Service. Эта мера обусловлена Указом Президента Республики Узбекистан №УП-95 от 19 мая 2026 года «О мерах по институциональному совершенствованию деятельности налоговых органов и внедрению современных подходов в налоговое администрирование».
Согласно указу, в течение первых шести месяцев с момента создания нового субъекта предпринимательства услуги по отправке налоговой и финансовой отчетности (оформление и передача в госорганы) оказываются акционерным обществом АО «Soliq-servis» на бесплатной основе. При этом выбор в пользу этой услуги остается за самим предпринимателем.
Эта мера призвана снизить административную нагрузку на начинающих бизнесменов, помочь им с организацией отчётности и избежать лишних расходов на старте деятельности.
Помимо этой льготы, указ вводит и другие послабления:
· Отменяется обязанность представлять уточненную налоговую отчетность или дополнительные документы по расхождениям, выявленным в ходе предпроверочного анализа.
· Для налогоплательщиков со средним уровнем налогового риска вводится система уведомлений: если предприниматель устранит выявленные недостатки в течение месяца, налоговая проверка проводиться не будет.
А с 1 августа 2026 года внедряется «Индекс клиентоориентированности» налоговых органов, который позволит предпринимателям напрямую оценивать качество и удобство предоставляемых услуг.
Минимальная пенсия по возрасту в Узбекистане с 1 июля вырастет до 878 тыс. сумов. Увеличение выплат на 7% предусматривается указом президента от 23 июня. Кроме того, вырастут следующие выплаты:
· минимальная пенсия по инвалидности — до 1,083 млн сумов;
· пособия для семей при потере кормильца и для опекунов детей с инвалидностью — до 878 тыс. сумов;
· пенсия на нетрудоспособного члена семьи по случаю потери кормильца — до 878 тыс. сумов.
В бюджетном послании на текущий год Минэкономфин сообщал о намерениях увеличивать пенсии, пособия и зарплаты бюджетников на уровне выше инфляции до 2030 года.
Частные клиники в Узбекистане смогут оказывать услуги за счет бюджета с 1 июля.
Президент Шавкат Мирзиёев подписал указ о расширении роли частного сектора в здравоохранении. За счет дополнительных мер поддержки к 2030 году планируется довести его долю в объеме медицинских услуг до 30%.
С 1 июля частные клиники смогут лечить пациентов в рамках государственного медстрахования по всем направлениям согласно лицензии. Поручено ввести единые базовые расценки на услуги, на основе которых будут покрываться расходы на лечение.
Кроме того, с мая 2027 года частные клиники с национальной или международной аккредитацией смогут проводить пересадку органов. При этом они будут отвечать за реабилитацию пациентов после трансплантации и возмещать возможный ущерб.
В Узбекистане пройдет эксперимент с целевыми ипотечными вкладами. Он стартует 1 июля и продлится всю вторую половину года. Граждане, получившие одобрение заявок на ипотечную субсидию, смогут копить деньги для первоначального взноса по ипотеке на специальных банковских счетах и получать проценты.
Субсидии для покрытия первоначального взноса будут также поступать на целевые счета. Размер ипотечного вклада должен быть не меньше первоначального взноса, исходя из предельной рефинансируемой суммы кредита.
Ипотечный вклад можно будет открыть на срок до 12 месяцев. Если к этому времени вкладчик не купит квартиру, часть денег будет возвращена ему, а остальная сумма поступит в госбюджет.
В Узбекистане вводится минимальный уставный фонд для брокеров на бирже: с июля 2026 года — 3000 БРВ (1,236 млрд сумов).
Для инвестиционных посредников и доверительных управляющих вводятся новые лицензионные требования. Их уставный фонд должен быть не меньше определенной суммы, которая будет поэтапно увеличиваться.
Действующие сейчас компании должны увеличить уставный капитал до минимального уровня. Если компания работает в нескольких направлениях, сумма минимального уставного фонда увеличится.
Руководители компаний должны будут иметь высшее образование в сфере финансов и экономики, права, математики или IT, а также минимум 2 года стажа работы в сфере финансов.
Казахстан
С 1 июля 2026 года в Казахстане вступят в силу следующие изменения в новой Конституции:
Политическая реформа и госуправление
- Трансформация Парламента в Курултай: Главный законодательный орган страны претерпевает реструктуризацию. Двухпалатный Парламент уступает место обновленной структуре. Изменяются и сроки полномочий: для депутатов Сената срок составит 6 лет, для Мажилиса – 5 лет. При этом общее число депутатов Мажилиса увеличивается с 60 до 70 человек.
- Введение должности вице-президента: В структуру исполнительной власти вводится новый институт вице-президентства.
- «Народный совет»: создается новый консультативно-совещательный орган — площадка для прямого диалога между гражданским обществом и властью. Совет наделяется правом напрямую влиять на законотворческий процесс и вносить изменения в законопроекты.
Права, свободы и защита граждан
- Приоритет национальных интересов: смещается акцент в международном праве. Новая Конституция четко закрепляет полную защиту именно национальных интересов Казахстана на международной арене.
- Расширение юридических гарантий: вводится конституционная защита от двойного наказания за одно и то же правонарушение.
- Усилена формулировка презумпции невиновности.
- Расширен запрет на принуждение к свидетельствованию против себя, близких родственников, а также доверившихся человеку священнослужителей.
- Гарантируется право на защиту своих прав всеми законными способами, включая необходимую оборону.
- Неприкосновенность жилища: четко прописано, что лишение жилища и выселение из него категорически не допускаются без соответствующего судебного решения.
- Регулирование митингов: сохраняется право на мирные собрания и демонстрации, однако формулировки стали более строгими. Перечень допустимых форм сократился (из текста исключены термины «шествия» и «пикетирование»), а также расширены законные основания для возможного ограничения таких собраний.
- Защита в цифровом поле: Отдельное внимание уделено усилению прав граждан в условиях цифровизации и защите персональных данных.
- Защита бизнеса: в рамках поправок усиливаются механизмы правовой защиты предпринимателей и создаются более стабильные условия для инвестиционного климата.
- Национальная валюта: Исключительное право эмиссии национальной валюты (теңге) сохраняется за государством, ее статус как незыблемого элемента суверенитета закреплен конституционно.
- Статус Первого Президента: В статье 91 сохранена и уточнена ссылка на Основателя независимого Казахстана, Первого Президента РК — Елбасы, а также на заложенные им фундаментальные принципы деятельности государства.
- Неизменность основ: по-прежнему незыблемыми, священными и не подлежащими изменению остаются суверенитет, независимость, унитарность, территориальная целостность Казахстана и его республиканская форма правления.
Экономика и бизнес
Исторический статус и основы строя
Оригинал старой Конституции 1995 года передается на вечное хранение в Архив Президента, а страна официально начинает жить в новой конституционной эпохе.
С 1 июля 2026 года для казахстанцев, въезжающих в Россию для работы или обучения, вводится обязательное использование мобильного приложения «Госуслуги RuID». Иностранцы обязаны создать профиль в приложении RuID и подать заявление о въезде не позднее чем за 72 часа до планируемого пересечения границы. В приложении сформируют персональный QR-код, который является подтверждением права на въезд.
Полученный QR-код будет действителен в течение 90 дней с момента подачи заявления.
С 1 июля 2026 года мигрантов в Казахстане будут регистрировать через электронную систему. Прибывающие в Казахстан из стран с соглашением о пребывании до 90 суток должны зарегистрироваться в МВД не позднее 30 дней после пересечения границы.
Для регистрации в системе миграционной полиции нужно: ФИО, дата рождения, паспортные данные, адрес временного проживания и данные предоставляющего место для пребывания, который получает уведомление на телефон и должен подтвердить регистрацию.
Основания для отказа: неверные данные, превышение срока пребывания, отказ владельца жилья в регистрации.
Для мигрантов из стран ЕАЭС лично обращаться в МВД не нужно — уведомлять миграционную службу должна принимающая сторона (лицо, предоставившее жилье) через порталы Egov или визово-миграционный портал, уточнили в ведомстве.
С 1 июля 2026 года в Казахстане снизят предельную ставку по ипотеке с 25% до 20%, это следует из постановления агентства по регулированию и развитию финрынка и Нацбанка республики.
С 1 июля 2026 года в Казахстане станет сложнее взять кредиты. Глава Национального банка Казахстана Тимур Сулейменов сообщил, что к июлю в банке разработают коэффициент долговой нагрузки (КДН) и коэффициент долга к доходу заемщика (КДД).
«Оба касаются способности любого заемщика обслуживать свой долг. Мы не можем сделать так, чтобы человеку, у которого нет доходов, банк дал кредит», – отметил Тимур Сулейменов.
Новый подход позволит банкам оценить возможности заемщика по обслуживанию кредита. Сулейменов считает важным переориентировать банки на кредитование бизнеса, а долю потребительских кредитов, наоборот, сократить, чтобы уменьшить закредитованность казахстанцев.
Армения
В Армении с 1 июля изменится порядок взыскания неуплаченных налогов.
Теперь при возникновении налоговой задолженности налогоплательщик сначала получит электронное напоминание. Если долг не будет погашен в течение 7 дней, налоговый орган сможет принять решение о взыскании задолженности и наложении ареста на средства на банковских счетах, а также на движимое и недвижимое имущество.
Новые нормы защиты прав потребителей вступят в силу с 1 июля. Как сообщает Комиссия по защите конкуренции и прав потребителей, новые нормы разработаны в рамках Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения – ЕС и направлены на расширение гарантий защиты прав потребителей.
Согласно этим регуляциям, для новых товаров будет действовать гарантия не менее двух лет, для подержанных — не менее одного года. В случае обнаружения дефекта покупатели смогут требовать бесплатный ремонт, замену товара, снижение цены или возврат денег.















