В рамках Международного ПЛАС-Форума «Платежный бизнес и денежное обращение 2025» прошёл круглый стол «ЦФА. Совершенствование регулирования – ключевой драйвер развития рынка ЦФА» специалисты обсудили текущее состояние рынка цифровых финансовых активов (ЦФА), его риски и перспективы.
Потенциал и барьеры рынка
Открывая дискуссию, Олег Ушаков, председатель Комиссии по ЦФА ТПП РФ, отметил, что объём рынка уже превысил триллион рублей, однако его структура остаётся ограниченной. По его словам, ЦФА пока ближе к краудфандингу, чем к полноценным финансовым инструментам.
«Рынок уже перевалил за триллион рублей — это психологически важная отметка. Но если не развиваться, его может ждать судьба краудфандинга, который постепенно сжимается», — подчеркнул Ушаков.
Он также сообщил о создании новой ассоциации, которая займётся защитой интересов участников рынка и продвижением инициатив в сфере регулирования и налогообложения.
ЦФА как цифровая форма традиционных инструментов
Тему продолжила Ольга Орлова, д.э.н., профессор СПбГЭУ, исполнительный директор Эндаумент-фонда СПбГЭУ. Она подчеркнула, что цифровые финансовые активы являются цифровой формой традиционных инструментов и способны наполнить рынок новыми продуктами, востребованными у инвесторов.
«На рынок ЦФА активно начали приходить новые инвесторы, прежде всего молодые. Для них это наиболее близкий и понятный инструмент по сравнению с классическими», — отметила Орлова.
Она также выделила ключевые риски — кредитные, операционные и связанные с кибербезопасностью, подчеркнув важность формирования ликвидного вторичного рынка. Кроме того, развитие ЦФА, по её мнению, напрямую связано с выполнением стратегической задачи — увеличения капитализации финансового рынка России до 66% ВВП к 2030 году.
Инфраструктурные вызовы и регулирование
Игорь Лаухин, руководитель департамента брокерского обслуживания Совкомбанка, обратил внимание, что ЦФА меняют саму инфраструктуру рынка, вытесняя привычных участников — депозитариев и расчётные организации.
«Будущее ЦФА напрямую связано с архитектурой регулирования. Если она будет выстроена, потенциал этого рынка реализуется», — отметил Лаухин.
Он также подчеркнул необходимость развития вторичного рынка и более чёткой регуляторной архитектуры.
Арбитражные стратегии и роль брокеров
Свою позицию представил Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК “Финам”. По его словам, интерес к ЦФА нередко стимулируется брокерами и банками, которые переводят клиентов с депозитов и облигаций в цифровые инструменты.
«Открыв банковское приложение и сделав пару движений пальцем, вы уже обладатель ЦФА. Но основные риски здесь должен брать на себя брокер», — отметил он.
Кабаков также указал, что высокая ключевая ставка стала фактором роста сегмента, вынуждая эмитентов искать более дешёвые источники капитала. Он подчеркнул, что будущее ЦФА связано с глобальными трендами, включая запуск токенизированных акций на NASDAQ, что может снизить инфраструктурные издержки.
Прозрачность и международный контекст
Виталий Копысов, директор по инновациям банка «Синара», напомнил, что хайп вокруг блокчейна превратился в реальность только после принятия закона о ЦФА. Он отметил необходимость создания единой инфраструктуры и повышения прозрачности рынка.
«Мы создали 16–18 “островов”, которые не объединены между собой. Необходимо формировать общую платформу с нормальными требованиями и прозрачными механизмами работы», — сказал Копысов.
Он также подчеркнул, что ЦФА должны стать не только инвестиционным инструментом, но и средством для внешнеэкономических расчётов:
«Цифровой рубль, обеспеченный государственными резервами, может стать полноценным инструментом международных платежей».
Участники круглого стола сошлись во мнении, что рынок ЦФА обладает значительным потенциалом, но для его раскрытия необходимо совершенствовать регулирование, развивать вторичный рынок и повышать прозрачность работы операторов. При этом цифровые финансовые активы могут сыграть ключевую роль не только в модернизации инфраструктуры, но и в выполнении стратегических задач по росту капитализации финансового рынка и расширению внешнеэкономической деятельности.