
Дефицит кадров: где найти IT-специалистов для создания новых продуктов и цифровизации бизнеса

С какими трудностями сталкиваются компании при наборе персонала в условиях столь острой нехватки, и какие шаги помогут преодолеть этот кризис, рассказывает руководитель отдела продаж ООО «СмартексСофт» Светлана Сергеева.
Основные сложности
· На рекрутинг каждого специалиста нужно потратить деньги и время. В среднем в технологической сфере время найма квалифицированного специалиста, согласно RecruitmentTrend, составляет 28 дней. По сути, это время простоя и задержки проекта.
· Кроме этого, во время онбординга новый сотрудник не только не может работать сам в полной мере, но и требует внимания своих опытных коллег. И на моей практике, именно самые ценные кадры помогают новичкам влиться в работу. При этом компания теряет драгоценные человеко-часы.
· По данным Банка России, обеспеченность кадрами в 3 квартале 2024 г. обновила очередной минимум за всю историю наблюдений. Соискатели стали более избирательными, а конкуренция за них среди работодателей растет. Поэтому сотрудник может в любой момент выбрать другую компанию, если та предложит более привлекательные условия. При этом сотрудник не несет ответственности за срыв проекта. А вам опять понадобится время и средства на поиск нового программиста.
· Удаленная работа позволяет сотрудникам трудиться на нескольких работодателей одновременно. IT-специалисты выбирает более выгодный проект, уделяя вашему меньше времени, но получает полную оплату за работу. Отследить такое бывает очень сложно, а у вас снижается качество реализации проекта и срываются сроки.
Кроме того, в последнее время в сети появилась информация о том, что некоторые сотрудники на удаленке берут так называемся тихий отпуск: ставят отложенные сообщения в рабочие чаты, делают часть работы заранее и, не предупреждая менеджера, просто не работают.
Как можно решить эти проблемы
1. Развивать HR-бренд банка
Организовывать хакатоны, партнерские интеграции, митапы и коллаборации с учебными заведениями для привлечения внимания к компании. Развивать внутренние IT-сообщества, создавать внешние сообщества вокруг HR и IT-бренда, укрепляя репутацию компании как привлекательного работодателя.
Хорошим примером развитого HR-бренда является Т-Банк. Чтобы устроиться в компанию, сотрудник проходит множество этапов собеседований — от тестов по математике до собеседования с командой. Кандидаты готовы на большое количество этапов собеседований при устройстве на работу, потому что знают, что компания заботится о сотрудниках и вкладывается в их профессиональное развитие.
2. Выращивание собственных специалистов
Например, Сбер Банк регулярно проводит программы стажировок SberSeasons. Банк растит молодых специалистов в различных направлениях: DevOps, IT-архитекторов и т.д. Студенты приобретают новые навыки и практический опыт работы с современными технологиями, а компания — лояльных сотрудников.
3. Аутсорсинг
IТ-аутсорсинг решает сразу несколько задач помимо вопроса с кадрами.
· Аутсорсинг снижает затраты на обслуживание штата. Можно сэкономить на офисных рабочих местах, программном обеспечении, оборудовании и расходных материалах.
· Он также оптимизирует штат. Специалисты подбираются под конкретные проекты с необходимыми компетенциями, более того, часть специалистов используется в рамках проекта только под конкретные задачи на органиченный период — таким образом, оплачиваются только реально затраченные часы на проект, а не полный рабочий день. И такие ситуации часто возникают именно с дорогостоящими ресурсами, например архитекторами и DevOps-разработчиками, которые задействованы в проекте частично.
· Избавляет от лишних юридических сложностей. Если сотрудник не подошел, его заменяют другим. Заказчику не нужно проходить через процесс увольнения и найма с нуля. И подрядчик вводит в проект замену безшовно, заранее вводя в курс дела и передавая задачи.
· У аутсорсеров в любом случае, больше база знаний в силу работы в различных доменах с разными технологиями и продуктами. Умение быстро включаться в различные проекты с различной спецификой в силу такого опыта также играет положительную роль. Отлаженные и стандартизированные процессы разработки, накопленный опыт позволяют выполнять задачи быстрее и эффективнее, что, в свою очередь, снижает общие затраты на проект.
· Выделяется руководитель проекта, он отслеживает все задачи, изменение требований, оценки и сроки: на регулярной основе происходит предоставление отчетов о проделанной работе, и проводятся собрания с заказчиком для согласования статуса, изменений в проекте и рисках, которые важно оперативно закрыть.
4. Аутстаффинг
Аутстаффинг позволяет компаниям привлекать специалистов на проекты без необходимости их официального трудоустройства. Это удобно, когда нужно быстро усилить команду или закрыть временные потребности в экспертизе. Аутстаффинговые компании предоставляют разработчиков, уже прошедших предварительный отбор, что сокращает затраты на поиск и адаптацию кадров.
5. Сотрудничество с рекрутинговыми агентствами
Рекрутинговые агентства могут помочь быстро найти сотрудников- у них есть наработанная база соискателей. Но при этом важно помнить, что в условиях дефицита эта база все же ограничена, и основная цель агентств — быстро закрыть вакансию, они не всегда обеспечивают подбор специалистов, идеально соответствующих вашей корпоративной культуре и стеку технологий.
Заключение
Конкуренция, современный тренд на цифровизацию всех отраслей, ориентированность на конечного потребителя не позволяют откладывать выпуск новых решений на потом, создавать большой бэклог. Поэтому вопрос с кадрами нужно решать уже сейчас.