Биометрия 2.0: развитие технологий в условиях 572-ФЗ
Состояние рынка
В 2018-2022 гг. рынок биометрии в России демонстрировал стремительное развитие и достиг максимальных темпов роста — порядка 25% в год, что в 1,6 раз превышало общемировой показатель. Это ставило страну в авангарде не только на уровне СНГ, но и на глобальной арене. Биометрия стала не просто трендом, а важной частью технологической инфраструктуры, обеспечивая высокий уровень удобства и безопасности для пользователей.
Однако принятие 572-ФЗ заметно замедлило динамику рынка. Причины такого падения кроются в сложности нового законодательства. Многие игроки рынка не были готовы к быстрой адаптации под эти требования, что вынудило целый ряд компаний приостановить или перенести свои инициативы по внедрению биометрических технологий. Это не могло не сказаться на динамике отрасли, по нашим оценкам текущие темпы роста составляют 7–8% в год.
Ещё один из факторов, замедляющих рынок, — ограничения в части сбора биометрии. Сейчас это разрешено только банкам и МФЦ, однако важно предоставить возможность также и операторам связи, которые обладают необходимым опытом работы с ней.
Тем не менее, крупные игроки так или иначе сумели адаптировать технологии к 572-ФЗ, и, несмотря на первоначальные трудности, рынок постепенно стабилизируется. Основные сценарии, доступные до изменений, сохраняют свою актуальность и возможность реализации в новых условиях.
Новые правила игры
С принятием 572-ФЗ мы перешли к более доверенной системе с точки зрения пользователя: все биометрические данные хранятся в защищенном государственном репозитарии, а граждане понимают, что их данные находятся под надежной защитой. За последний год количество очных регистраций в ГИС ЕБС выросло в шесть раз (с 300 тыс. до почти 1,9 млн), в приложении — в тринадцать раз (с 30 тыс. до 400 тыс.). Общее количество векторов в системе составляет уже более 70 млн. Если раньше крупные игроки создавали биометрические технологии каждый для своих нужд, то сейчас ситуация изменилась.
Теперь у игроков рынка есть два варианта работы. Первый – транзакционная модель, когда компания обращается в ГИС ЕБС напрямую для каждого случая идентификации или аутентификации. Второй – векторная модель, по ней будут работать аккредитованные организации, они же коммерческие биометрические системы. В этом случае КБС ежегодно платит ЕБС за необходимые для биометрической аутентификации векторы, после чего может оказывать услуги по биометрии своим клиентам, а также другим компаниям, которые хотят использовать биометрические сервисы, но не планируют самостоятельно получать аккредитацию.
Однако остаются вопросы, которые требуют дополнительного уточнения со стороны регулятора. Например, в новых условиях биометрический контроль доступа становится слишком дорогим решением – реализация всех требований в части средств криптографической защиты информации (СКЗИ) на стороне клиента требует многомиллионных вложений. Также остаются сложными процесс прохождения аккредитации, полная интеграция системы с ГИС ЕБС и ЕСИА и вопросы с оснащением всего оконечного оборудования – терминалов и камер – необходимым уровнем криптозащиты.
Что уже сделано
Крупные игроки рынка постепенно адаптируются к новым требованиям, однако до предыдущих темпов роста еще далеко. За прошедшие два года только тринадцать компаний получили аккредитацию и реализовали КБС для работы с биометрией. При этом большинство из них не предоставляют сторонним организациям услуги для подключения, поэтому рынок КБС только формируется, и многие ниши пока не заполнены. Также были согласованы и внедрены решения по защите каналов связи и серверов биоСКУД с сертифицированной криптографией, налажен диалог между регулятором и игроками рынка.
Компании-разработчики расширяют линейку продуктов, делая акцент на скорости внедрения, которая становится важным требованием для заказчиков. С опытом проектов в новых условиях на рынке появляются готовые решения для создания КБС – например, больше половины аккредитованных организаций работают на движке VisionLabs. Вендоры также берут на себя не только «математическую» часть решения, но и начинают разрабатывать специализированные модули для интеграции КБС с ГИС ЕБС, обеспечивающие актуальность данных граждан России, без использования искусственного интеллекта.
Параллельно идет развитие самой технологии. Точность распознавания лиц и защита систем от обмана с применением распечатанных фотографий, изображений или видео с экрана телефона, 3D-масок – уже решенные вопросы. Однако новые угрозы требуют и новых решений: с быстрым распространением технологий генерации дипфейков участились случаи их применения в мошеннических схемах, по оценкам аналитиков, это число с начала 2024 года выросло в 30 раз. Чтобы противостоять этому вызову, на рынке уже появились промышленные решения, позволяющие распознать дипфейки с точностью в районе 99,3%.
Альтернативные горизонты
Внедрение 572-ФЗ значительно изменило стратегию развития компаний, работающих с биометрическими технологиями. Из-за возникших ограничений многим вендорам пришлось сосредоточиться на международных проектах, чтобы расширить рынок сбыта и продолжать инвестировать в развитие технологий. Российский рынок, который ранее приносил основную долю выручки, уступил место новым географическим направлениям – в первую очередь СНГ, где спрос на биометрию и машинное зрение растет высокими темпами. На примере VisionLabs мы видим, что уже порядка 40% выручки компании приходятся на международные проекты.
В таких странах, как Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, достигнута высокая технологическая и организационная готовность к внедрению биометрических решений — от оплаты по лицу до транспортных систем и фаст-треков в аэропортах. Так, вместе с VisionLabs в метро Ташкента уже запущена оплата по лицу на Чиланзарской линии. А с 1 января 2025 года в Казахстане банки и микрофинансовые организации в обязательном порядке начнут использовать биометрию для идентификации клиентов по лицу – для предотвращения мошенничества и усиления безопасности при оформлении кредитов.
Рост спроса на биометрические решения в регионе обусловлен сразу несколькими факторами. Во-первых, активно внедряются государственные программы цифровизации, во-вторых, сформированы национальные биометрические базы, которые служат основой для различных сервисов. Также финансовые институты наработали значительный опыт и экспертизу в применении биометрии, интегрируя ее как в текущие бизнес-процессы, так и в развитие новых цифровых услуг.
Перспективы
Несмотря на возникшие трудности и смещение фокуса на международные проекты, сейчас очевидно: регулятор готов услышать рынок и совместно доработать законодательные нормы, чтобы вернуть прежние темпы роста, создать условия для дальнейшего развития и восстановить потенциал рынка РФ.
При этом сохраняется тенденция к увеличению популярности удаленных сервисов и внедрению биометрической аутентификации для онбординга и обслуживания клиентов из любой точки мира.
Следующий шаг – это развитие Digital ID, который позволит гражданам получать доступ к услугам без использования паспорта. Подобные проекты уже появляются: например, на выставке «Россия» прошло первое бракосочетание с использованием биометрии. Благодаря ЕБС и решению VisionLabs молодожены подтвердили личность без предъявления каких-либо документов, с помощью планшета.
Другим важным направлением остается оплата по лицу. Только в рамках ПЛАС-Форума «Платежный бизнес и денежное обращение» в Москве, мы увидели большое количество решений для фронтальной составляющей. Сейчас остается вопрос в отношении бэкэнда, то есть самой системы для работы с ГИС ЕБС и биометрическими шаблонами. Пока что аккредитованных организаций не так много, но с ростом их количества сервис Face Pay сможет получить широкое применение.
Таким образом, 572-ФЗ поставил рынок биометрических технологий перед вызовом, требующим адаптации и новых подходов. Однако сотрудничество регулятора с бизнесом должно упростить дальнейшее внедрение биометрических решений. В результате у пользователей будет доступ к цифровым услугам с сохранением высокого уровня безопасности.