
Сценарии смены модели банковской системы обсудили на ПЛАС-Форуме Digital Kazakhstan в Алматы

Одно из крупнейших деловых мероприятий Центральной Азии и СНГ стартовало в Казахстане 30 октября 2024 года. Форум собрал топ-менеджеров и ведущих экспертов финансовой отрасли, госструктур и торгового ритейла в отеле RIXOS Almaty.
Модератором сессии выступила Оксана Борисова, партнер группы технологического консультирования, KPMG Кавказ и Центральная Азия.
В своем выступлении Федор Вирин, партнер аналитической компании Data Insight, проанализировал, как меняется потребитель сегодня, и к чему это приведет. По словам эксперта, разрыв потребительского опыта является сегодня серьезной проблемой, которой необходимо эффективно противостоять. В том числе – с помощью создания бесшовного потребительского опыта за счет использования инновационных технологий, в том числе, CJM. Одним из инструментов здесь является экосистемный подход, который сегодня все шире практикуется в Казахстане, и дальнейшая персонализация обслуживания.
Арина Лепихова, управляющий директор МСБ, Home Credit Bank, своем выступлении
«МСБ – мировой тренд» поделилась опытом создания «с нуля» банка для среднего и малого бизнеса. По оценкам эксперта, во всем мире сегодня пользуются цифровыми решениями уже порядка 40% предприятий. При этом 12% всего мирового торгового оборота уже проходят через цифровые платформы. В Казахстане через цифровые торговые площадки проходит сегодня уже 25% оборота. На очереди – цифровизация онбординга.
Говоря о роли малого и среднего бизнеса, эксперт привела интересную статистику: 50% рабочих мест в Евросоюзе обеспечиваются МСБ, 85% – в Канаде и порядка 35% – в США. Что касается Казахстана, то ожидается, что в 2025 году этот показатель превысит в республике 40%.
Коснувшись роли финансовых технологий, Арина Лепихова отметила, что банковскими мобильными приложениями в Казахстане пользуются уже 67% потребителей, и эта цифра продолжает расти.
Максим Митусов, эксперт в сфере платежей и переводов, WalletOne, экс-ЯндексФинтех, СБП, представил вниманию аудитории доклад «Транзакционный бизнес банков основа для дальнейшего развития. Или платежи уже перестали быть банковским ноу-хау?». Он отметил, что сегодня Казахстан наряду с Россией и рядом других стран находятся в самой продвинутой стадии экосистемного развития банкинга. При этом в Казахстане, как и в РФ, на одного человека приходится в среднем 1,9 активных банковских карт. В свою очередь, по такому показателю, как количество POS-терминалов на душу населения, Казахстан вдвое превосходит Россию.
Не менее интересные выводы спикер сделал, сравнив показатели транзакционной активности населения. Так, например, среднедушевой доход жителя Казахстана составляет 206 тыс. тенге, в свою очередь, его среднегодовая транзакционная активность достигает 715 тыс. тенге.
Михаил Рогов, заместитель генерального директора, M4Bank, назвал свою презентацию «Платежные технологии – воспоминания о будущем». Как объяснил спикер, сегодня платежные технологии развиваются столь стремительно, что мы просто не успеваем заметить, что будущее уже наступило. В качестве примера он привел повсеместное проникновение платежных устройств на платформе Android, фактически не отличающихся по своему функционалу от смартфонов, наблюдаемое на рынках целого ряда стран. Еще одним трендом эксперт назвал распространение мультивендорного ПО, а также QR-платежей.
По словам Михаила Рогова, в настоящее время M4Bank поддерживает партнерство с пятью вендорами, и не собирается на этом останавливаться.
И, наконец, еще одним признаком «наступившего будущего» является проникновение биометрических технологий в сфере платежей – впрочем, как отметил эксперт, статистика их использования пока говорит о крайне невысокой востребованности среди массового потребителя. Более того, встречаются и курьезные истории – например, все оплачивающие «улыбкой» проезд на Московском метрополитене в период пандемии в итоге получили штрафы за нарушение масочного режима.
Андрей Тихий, директор по продажам Oracle Financial Services в СНГ, рассказал о реализации банковских сервисов нового поколения на платформах открытых API. По его словам, инициативы рынка и регуляторов в значительной степени способствовали реализации концепции Открытого банкинга. При этом сегодня банки очень активно инвестируют в API-решения, которые позволяют им существенно сократить вложения в выстраивание новых бизнес-процессов. И особого внимания с этой точки зрения заслуживает концепция Bank-as-a-Service (BaaS, банк как услуга). Также спикер рассказал о текущих позициях компании на рынке и расширении ее географического охвата по целому ряда стран – «Мы даем банку точечно именно то, что ему нужно, несмотря на масштабное покрытие» – и пригласил участников Форума на стенд Oracle Financial Services.
Дмитрий Вакин, совладелец и управляющий партнер InteriseGroup, инвестор и бизнес-ангел, член делового совета БРИКС, выступил с презентацией «Open Data banking: путь самурая от сегментной модели к персонализации». Он подчеркнул необходимость формулирования четкого ответа на вопрос – для чего строится данная концепция и что она дает клиенту? При этом глубинные исследования и статистические анализы имеют, по словам спикера, серьезные недостатки для того чтобы целиком опираться на них в поисках такого ответа. Нельзя забывать, что сам по себе человек отнюдь не живет конкретным банком или сервисом – он просто хочет получить решение своих текущих задач и потребностей. На этом фоне интересными представляются результаты, полученные созданной компанией лабораторией, изучающей сенсорные реакции клиента и запущенной сегодня в нескольких странах мира.
Денис Романов, старший менеджер по продажам и работе с клиентами, «Компас Плюс»,
рассказал об Open API как инструменте раскрытия потенциала платформы. По мнению спикера, стандартные способы транзакционного бизнеса постепенно себя изживают, и банкам приходится изобретать что-то новое. Именно поэтому всем интересна концепция Открытого банкинга, позволяющая достичь некой синергии – в качестве примера эксперт привел совместный проект Сбера и Т-Банка. Он также рассказал о возможностях коробочного решения для Открытого банкинга, предлагаемого компанией «Компас Плюс».
В свою очередь, Виталий Копысов, директор по инновациям банка Синара, также коснулся темы Open Banking, рассмотрев этапы эволюции финтеха – вчера, сегодня и завтра. Основным рефреном его выступления стало утверждение, что открытый банкинг – это сегодня уже насущная потребность для любого рынка.