30.10.2024, 09:28
Количество просмотров 1533

Цифровой Казахстан XXI век: тренды, результаты, перспективы

В Алматы уже в четвертый раз проходит одно из крупнейших деловых мероприятий Центральной Азии и СНГ – Международный ПЛАС-Форум Digital Kazakhstan! Участники первой сессии обсудили актуальные вопросы цифровизации финансовой отрасли.
Цифровой Казахстан XXI век: тренды, результаты, перспективы

По традиции с приветственной речью к участникам мероприятия обратился председатель Оргкомитета ПЛАС-Форума Александр Гризов.

«Количество актуальных вопросов, которые появляются каждый год, становится все больше и больше. И это одна из основных задач нашего мероприятия, когда мы стараемся дать направление в решении тех острых проблем, которые жизнь ставит перед нами на пути цифровизации, как страны, так и отрасли в целом», - сказал он.   

Также Александр Гризов отметил, что ПЛАС-Форум Digital Kazakhstan – это межотраслевая площадка, которая объединяет представителей банковского сектора, торгового ритейла, электронной коммерции, платежных систем, компаний-поставщиков решений, регуляторов рынка и государственных органов, ведущих экспертов индустрии, которые обсудят в ходе Форума современное состояние и тенденции развития новых технологий и цифровизации финансовой сферы.

Открывая рабочую программу конференции ПЛАС-Форума Digital Kazakhstan, посвященного актуальным вопросам банковского сектора, финтеха, торгового ритейла, электронной коммерции, платежных систем, компаний-поставщиков решений, регуляторов рынка и государственных органов, с приветственным словом к аудитории обратился Константин Гризов, генеральный директор PLUS Group и заместитель председателя Оргкомитета, выразив благодарность всем основным спонсорам ПЛАС-Форума.

«Мы собрали уникальный состав спикеров. Вас ждет мощный контент, инсайты, живые дискуссии и реальная экспертиза от экспертов мирового уровня», - сказал также Константин Гризов.

Модератором первой сессии «Цифровой Казахстан – 21 век. Тренды. Результаты. Перспективы», выступил Асем Болатжан, управляющий директор, Казпочта.

Азамат Буржуев, GovTech эксперт, член совета по цифровизации, экс глава отдела цифровизации администрации президента Кыргызской Республики, рассказал о цифровых госуслугах в странах Центральной Азии.

Наталья Малярчук, консультант по связям с госорганами. Специалист в сфере госуправления в регионе ЦА, Руководитель GR Практики Markets Mentor, выделила главные тренды в регулировании цифровых рынков Центральной Азии. Спикер определила четыре основных направления:

1. Усиление антимонопольного регулирования — страны региона активно перенимают опыт ЕС, вводя более строгие законы для защиты конкуренции.

2. Локализация данных — правительства стремятся регулировать обработку данных внутри страны, поддерживая локальные компании, но с возможными ограничениями для инноваций.

3. Регулирование новых технологий — искусственный интеллект и другие технологии часто воспринимаются как угроза, что требует взвешенного подхода к их регулированию.

4. Конкуренция между государством и рынком — правительства видят экономический потенциал цифровых рынков и активно участвуют в них, что может ограничить активность глобальных игроков.

Наталья Малярчук также подчеркнула риски для иностранных компаний и отметила важность диалога бизнеса и государства для создания благоприятных условий для инноваций. Она призывает к саморегулированию и совместным усилиям для повышения привлекательности рынка.

Куандык Жайлашев, директор департамента сопровождения и развития систем, Национальные информационные технологии, рассказал о достижениях eGov и запуске новых сервисов.

Бинур Жаленов, руководитель по цифровой трансформации и советник председателя, Национальный банк Республики Казахстан, выступил с докладом на тему «Национальная цифровая финансовая инфраструктура». Спикер представил концепцию цифрового национального банка и отметил, что Национальный Банк Казахстана представил стратегию цифровой трансформации, сделав ставку на инфраструктуру и новые технологии, ставя перед собой цель создания передовой экосистемы финансовых услуг.

По словам Бинура Жаленова, Казахстан входит в число мировых лидеров по доле безналичных платежей, которая составляет 86%, и это во многом обусловлено широкой доступностью цифровых сервисов. В Казахстане более 70% взрослого населения пользуются финансовыми услугами через мобильные приложения, и около 80% банковских счетов открываются онлайн менее чем за 30 минут. За последние годы число активных пользователей цифровых финансовых услуг в стране выросло почти в 5 раз.

Основные направления цифровой стратегии Казахстана:

1. Национальная цифровая финансовая инфраструктура — внедрение инструментов для упрощения и ускорения доступа к финансовым услугам. В разработке находятся решения для цифровой идентификации и центры обработки данных, что создаст новые возможности для участников рынка и пользователей.

2. Цифровое регулирование с использованием SubTech — Национальный Банк внедряет технологии для цифрового надзора за финансовыми институтами, а также развивает фабрику данных для обработки информации от более чем 1200 субъектов финансового рынка.

3. Киберустойчивость и защита данных — значительные инвестиции в кибербезопасность направлены на защиту от мошенничества и повышение устойчивости финансовой системы.

4. Национальные цифровые валюты и системы быстрых платежей — как и центральные банки в других странах, Казахстан изучает перспективы введения цифровой валюты и развивает национальную платежную инфраструктуру.

5. Инвестиции в человеческий капитал — развитие внутренних компетенций и проактивная роль регулятора в создании инновационной среды для бизнеса.

Также на фоне глобальной трансформации Казахстан готовится к новым вызовам, связанным с интеграцией технологий и ростом числа участников на рынке, включая Big Tech и FinTech-компании. Национальный Банк видит своей задачей не только регулирование, но и создание условий для эффективной конкуренции, где участники рынка смогут развиваться в рамках прозрачной и справедливой среды.

Кадыр Исмагулов, директор департамента аудита Комитет государственных доходов Министерства финансов, в рамках своего выступления на тему «Цифровой НДС. Применение цифрового тенге при налоговом администрировании», отметил: «Мы стараемся идти в ногу со временем, изучаем новые цифровые технологические решения и стараемся выстраивать сервисную модель налогового администрирования. Одним из сложных вопросов, как для бизнеса, так и для государства является – возврат НДС. Поэтому совместно с Национальным банком мы запустили пилотный проект – цифровой НДС, который направлен на модернизацию и совершенствование гос. услуги «возврат НДС», с применением цифрового тенге.

Ключевые моменты пилота:

·                 Цифровой НДС: совместно с Национальным банком 7 октября запущен проект по использованию цифрового тенге для возврата НДС. Пять экспортеров уже участвуют в пилоте, и еще 10 компаний подали заявки.

·                 Сокращение сроков: новый механизм позволяет сократить время возврата НДС с трёх месяцев до трёх недель, а в перспективе — до 15 дней. Это ускорит оборот средств у экспортеров и повысит их финансовую стабильность.

·                 Маркированный НДС: цифровой тенге, маркированный для оплаты НДС, можно использовать только по целевому назначению — для расчётов с поставщиками и бюджетом. Это исключает «серые схемы» и делает процесс прозрачным.

·                 Снижение проверок: система позволяет автоматизировать проверку возврата НДС, что сократит количество налоговых проверок и снизит нагрузку на бизнес. В 2024 году уже было проведено более 3500 проверок по возврату НДС.

Таэр Сабри, CEO Ассоциация электронных денег (EMA) выступил с докладом «Криптовалюты и электронные деньги – конкуренты, симбиоты или единое целое?»

Говоря о новых цифровых финансовых решениях, Айдос Жумагулов, член совета директоров Freedom Bank Казахстан, в частности отметил: «В Казахстане открытые государственные сервисы сформировали новые стандарты на рынке. Десятки миллионов запросов и ответов проходят через мобильные приложения банков. Стандартизированные базы данных, индивидуальный идентификационный номер (ИИН), удаленная идентификация и цифровая подпись позволили перевести в цифру большинство продуктов и сервисов банка. Все, что происходит в Казахстане в сфере цифровых финансовых услуг — это уникальные кейсы».

Станислав Тян, управляющий директор блока стратегии, партнерств и диджитал, Home Credit Bank, выступил с докладом «Цифровые партнерства: ценность для клиента».

Арлен Молдабеков, заместитель начальника управления политики платежных систем Департамента платежных систем, Национальный банк Республики Казахстан, рассказал о перспективах развития платежной индустрии Казахстана. В частности, он представил ключевые показатели и структуру платежного рынка страны, подчеркнув высокий уровень безналичных расчетов и развитую межбанковскую инфраструктуру. Крупные срочные платежи составляют 89% от общего объема, что в денежном выражении составляет 962,7 трлн тенге за 8 месяцев 2024 года. Частные платежные системы занимают 11% от общего объема с показателем 119,5 трлн тенге. Сюда входят розничные платежи и переводы через Visa, Mastercard, Union Pay, а также системы международных денежных переводов. Структура платежных услуг включает 22 банка и 130 платежных организаций, обслуживающих как население, так и бизнес.

Эти данные подтверждают активное развитие цифровой инфраструктуры Казахстана для повышения финансовой инклюзивности и удобства пользователей.

 

 

 

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ