11.10.2024, 09:43
Количество просмотров 1881

Трансформация отрасли наличного денежного обращения глазами Ассоциации «НДО»

В конце августа 2024 года Банк России вынес на общественное обсуждение вопросы, которые лягут в основу мер, обеспечивающих развитие и устойчивость наличного денежного обращения в России. Об этом и не только журналу «ПЛАС» рассказывает Елена Меланич, председатель Правления Ассоциации «НДО», к.ю.н. Ее выступление вызвало широкий интерес аудитории прошедшего в сентябре в Москве Международного ПЛАС-Форума «Платежный бизнес и денежное обращение», собравшего рекордные 3000 заявок на участие.
Трансформация отрасли наличного денежного обращения глазами Ассоциации «НДО»

Для начала следует отметить, что в России национальная «культура возделывания» отраслей еще не в полной мере обрела результативные, системно работающие доктрины, концепты, механизмы и инструментарий. Наша развивающаяся рыночная экономика функционирует в разнонаправленной среде, которая часто не во всем благоприятна для поддержания, например, функций, прямо связанных с национальной безопасностью.

Сегодня рыночная экономика порождает редко отмечаемое в общественных обсуждениях смещение баланса в сторону «сильного покупателя». Такой «сильный покупатель», а нередко и «системообразующий покупатель», зачастую игнорирует грамотное взаимодействие со своими поставщиками. Он сталкивает и подавляет их на конкурсах/тендерах, объясняя это борьбой за экономическую эффективность. Одной из причин подобного поведения является то, что он не рассматривает себя как часть целого механизма и частенько «пилит сук, на котором сидит».

Отрасль наличного денежного обращения (НДО) не является исключением.

Воодушевляет то, что работа над преодолением этих сложностей ведется, причем довольно активно. Так, Банк России в конце августа 2024 года опубликовал Доклад для общественных консультаций «Развитие и регулирование рынка инкассации и перевозки наличных денег». Незаурядный факт: впервые в мировой истории центральных банков опубликован консультативный доклад, посвященный наличным деньгам, их важному значению в экономике и общей денежной массе, а также их неотъемлемой роли в обеспечении национальной безопасности.

Форма «консультативный доклад» отражает его ключевой момент: Банк России до конца ноября выносит на широкое обсуждение вопросы, которые должны стать основой для принятия сбалансированных и компетентных решений по укреплению устойчивости наличного денежного обращения. Напомним, что обеспечение устойчивости в целом означает в том числе способность непрерывно предоставлять банкам, предприятиям и населению качественные услуги, а также быстро восстанавливать работоспособность системы в случае любых сбоев.

Важными факторами для обеспечения такой устойчивости являются высокий уровень сложности инфраструктуры организаций по предоставлению услуг инкассации и перевозки ценностей, а также управление рисками, присущими как спросу, так и предложению ресурсов.

Ключевыми драйверами, определяющими устойчивость, являются:

·      Отраслевая организационная модель

·      Повышение точности прогнозирования спроса

·      Внедрение инновационных стратегий обслуживания

·      Повышение качества сервисов и прослеживаемости маршрутов, улучшение сквозной прозрачности процессов

·      Технологическая адаптация и взаимодействие нескольких операторов услуг инкассации и перевозки ценностей

·      Цифровизация процессов, внедрение адаптивного управления для удовлетворения заказов

·      Балансировка затрат и уровня обслуживания заказчиков, тарифная сбалансированность

·      Равномерность услуг по всем регионам страны

·      Качество тендерной документации заказчиков

Управление важными для национальной безопасности страны отраслями нуждается в сбалансированном, требующем постоянной актуализации соединении государственного регулирования и работы гражданских институтов / профессиональных корпораций в различных правовых формах, в том числе обязательного саморегулирования.

Стоит отметить – необходимость строгого регулирования в НДО в том числе обязательна и ввиду отраслевой особенности: процессы инкассации и перевозки ценностей требуют дорогостоящих мер обеспечения безопасности. В отсутствие обязательного регулирования мы столкнемся с недопустимым явлением – «конкуренцией на безопасности», по сути, игнорированием важнейших элементов защиты. А это, в свою очередь, поспособствует росту рисков общественной безопасности и увеличению преступности.

На законодательном уровне Банк России сегодня не является единой государственной структурой, регулирующей перевозку наличных. На рынке действуют предприятия, которые не регулируются Банком России и его положениями, но в соответствии с ГК РФ могут заниматься перевозкой ценностей и привлекаться различными заказчиками для перевозки наличных денег. В этих условиях возникает конкуренция между организациями, которые подчиняются разным правилам и имеют разные затраты. Более того, в связи со сложившимися правовыми особенностями даже на регулируемом Банком России поле правила далеко не едины для всех. Так, одним организациям со специальными уставными задачами разрешено использование оружия, а другим необходимо привлекать частные охранные предприятия. Безусловно, необходимо гармонизировать регулирование и организовать его по единым для всех правилам и требованиям, исходящим от Банка России.

Отметим, что в правовом плане профессиональные корпорации в форме обязательного саморегулирования (СРО) не устраняют государственное регулирование, а делают его более современным, гибким и эффективным. Это осуществляется благодаря вовлечению отраслевых организаций в разработку стандартов, их сопряжению с новыми технологическими решениями, согласованию с технологиями работы заказчиков, а также выработке современных правовых механизмов обязательного соблюдения принятых стандартов, правил и процедур. Такая системная работа в нашей отрасли под кураторством Банка России, который выдвигает основополагающие требования и контролирует работу обязательных СРО, может постепенно гармонизировать все интересы и минимизировать шансы допустить ошибки, в том числе в принятии государственных регулирующих решений. Конечно, такая работа предполагает высокую «культуру возделывания», а ее создание требует профессиональных знаний, сил и времени, но в отрасли НДО есть серьезная база, на которую мы можем опереться, а также ресурсы для дальнейшего развития.

Обратим внимание и на другие значимые аспекты в докладе Банка России. Важной новацией является возможность создания системы поддержания сбалансированной тарифной политики организаций по предоставлению услуг инкассации и перевозки ценностей. По уже названным причинам рынок сам не отрегулирует цены до приемлемого для развития отрасли уровня.

Хотелось бы обратить внимание и на другую новацию – создание условий для цифровизации сферы наличного денежного обращения. Очевидно, что процессы наличного денежного обращения охватывают не только отдельные организации, но и их цепочки/сети, включая подразделения Банка России и заказчиков. Поэтому создание Банком России условий для цифровизации, т. е. условий для развития системы современного управления, было бы очень перспективно.

Следует отметить и несколько дополнительных, не указанных в докладе мер, которые могли бы усилить устойчивость отрасли НДО. Так, важным условием устойчивости отрасли является взаимодействие секторов обращения наличного, безналичного и цифрового рубля. Между ними не должно быть конкуренции, и им следует комплексно и технологично взаимодействовать, обеспечивая «перетекание» одних форм денег в другие. Для поддержки работы отрасли необходима не столько реклама отдельных услуг, адресованная определенному кругу лиц, сколько грамотная популяризация НДО, которая должна формировать ответственное отношение к наличным деньгам и системе их обращения у всех участников рынка, а также демонстрировать важность роли наличных в экономике и обеспечении национальной безопасности страны.

В связи с тем, что далеко не все понимают специфику противодействия преступным посягательствам в сфере НДО, важно демонстрировать профессионализм и усилия, а иной раз и героизм отдельных работников, который они проявляют в процессе обеспечения общественной безопасности. Обновление механизмов релевантного межведомственного, а также государственно-общественного взаимодействия – еще один важный аспект, требующий внимания и детальной проработки.

Резюмируя все сказанное, выделю два самых главных момента. Первый – Банк России проводит большую системную и конструктивную работу по усилению устойчивости отрасли НДО, в том числе через Совет НДО и его рабочие группы. А второй момент – инкассация и перевозка ценностей являют собой пример стойкости на фоне реализации самых непредсказуемых рисков: часто возникающего колоссального повышения спроса на наличные, санкций, ухода с рынка производителей оборудования и значимых организаций услуг инкассации, а также падения маржинальности бизнеса. Этой стойкостью мы обязаны составу управленцев нашей отрасли! Хочу подчеркнуть, что эти факторы – прекрасная основа организационно-правовых изменений для успешной трансформации всей отрасли НДО.

Комментарий редакции

Когда готовился этот материал, в СМИ появилась информация, что предлагается создать национальную инкассаторскую компанию на базе крупнейшего игрока «РОСИНКАС». Об этом сообщил президент объединения Василий Медведев. Ожидается, что контрольный пакет будет принадлежать ЦБ РФ, а банки получат доли в капитале. При этом национальная инкассаторская компания, возможно, станет единственной организацией на рынке, отвечающей за всю инфраструктуру наличного денежного обращения. Подробнее о данной инициативе и вероятности ее реализации читайте в октябре в эксклюзивном интервью порталу PLUSworld Сергея Верейкина, заместителя председателя правления объединения «РОСИНКАС».

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ