В США озаботились участием искусственного интеллекта в финансовом секторе
Бюро финансовой защиты потребителей (Consumer Financial Protection Bureau, CFPB) — независимое агентство правительства США, ответственное за защиту прав потребителей в финансовом секторе. В ответ на информационный запрос CFPB, являющееся подразделением ФРС, отвечающим за обеспечение справедливости, прозрачности и конкурентоспособности рынков потребительских финансов, четко обозначило несколько выводов, касающихся роли регулирующих органов в управлении внедрением новых технологий и содействии развитию сектора финансовых услуг и его ускорении. Среди них регуляторы, имеющие юридические полномочия (i) обеспечивать соблюдение существующих правил в отношении всех технологий, даже если они позиционируются на рынке как новые или инновационные, (ii) гарантировать, что все участники рынка соблюдают правила, способствующие внедрению инноваций, и (iii) устанавливать четкие нормативные требования, которые побуждают фирмы инвестировать в улучшенные продукты и услуги.
Более того, как подробно описано в официальном пресс-релизе, данный информационный запрос требует конкретной обратной связи в части совершенствования законодательных, регулятивных или надзорных мер, касающихся использования ИИ. Ранее CFPB в качестве эксперимента предоставлял компаниям «песочницы» и другие формы специального режима регулирования для стимулирования инноваций, однако программы ведомства не достигли своей цели — стимулировать продвижение интересов потребителей на финансовых рынках.
Что касается искусственного интеллекта, CFPB пришло к выводу, что он представляет собой лишь один из аспектов быстрого внедрения новых технологий на потребительском финансовом рынке. Кроме того, ведомство подчеркнуло, что уделяет особое внимание мониторингу рынка потребительских финансовых решений для выявления рисков и обеспечения того, чтобы компании, использующие новые технологии, включая ИИ, не нарушали федеральные законы о финансовой защите потребителей. Следовательно, CFPB взяло на себя ведущую роль в осмыслении будущего потребительского финансирования и новых вариантов использования потребительских данных.
В настоящее время ведомство сосредоточено на поощрении инноваций и конкуренции, что, в свою очередь, приносит пользу потребителям. Некоторые из его инициатив включают в себя разъяснение того, что из федеральных законов о защите прав потребителей не существует исключений в отношении новых технологий: например, кредиторы должны указывать точные и конкретные причины, когда они отказывают в кредите или предпринимают какие-либо неблагоприятные действия, независимо от сложности моделей или использования ИИ, а также обеспечение того, чтобы нормативные акты не препятствовали конкуренции в ценообразовании и не давали преимуществ старожилам рынка. Кроме того, CFPB стремится гарантировать единообразный режим в соответствии с законом для аналогичных продуктов и услуг, при этом ведомство предлагает правило толкования, указывающее, что многие решения по выплате аванса по зарплате представляют собой потребительские кредиты, на которые распространяется закон, обязывающий кредитные учреждения называть действительную процентную ставку и делать условия ссуды простыми для понимания (Truth in Lending Act).
Кроме того, CFPB намерено бороться с практикой подавления конкуренции, выпуская рекомендации для компаний о методах, предоставляющих пользователям подтасованные результаты, которые могут нарушать федеральный закон. Ведомство также занимается мониторингом рынка и обеспечением подконтрольности, оценивая, тестируют ли компании алгоритмы (и если да, то каким образом), которые они используют для принятия кредитных решений, чтобы гарантировать соблюдение законов.
По материалам thepaypers.com; PLUSworld.ru.