Новый пакет санкций: влияние на бизнес
Санкции ЕС в отношении России отражены в ряде документов Совета Европы, в частности, в Регламентах ЕС № 833/2014 и № 269/2014, Решении 2014/145/CFSP.
24 июня в документы были внесены изменения, в своей совокупности составляющие четырнадцатый санкционный пакет. Рассмотрим подробнее некоторые из принятых мер.
Запрет на использование СПФС
Лицам из ЕС, действующим за пределами России, теперь запрещается подключаться к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ РФ — исполняющей роль национального аналога SWIFT — и любой иной аналогичной системе, созданной Банком России.
Кроме того, запрещается прямо или косвенно осуществлять сделки с лицами, которые подключены к СПФС и аналогичным российским системам, но только с теми, которые указаны в соответствующем приложении к Регламенту. Однако если договор с ним заключен до 24 марта 2024 года, то исполнить обязательства можно до 26 сентября «вспомогательного» договора к основной сделке.
При этом если бизнес связан с импортом в ЕС нефти, газа, медицинских и сельскохозяйственных продуктов, лекарств, а также в случае погашения долга перед лицом из ЕС, уплатой судебных пошлин и др., указанные запреты не действуют.
Видится, что ряд банков, даже в дружественных странах, которые уже зачастую неохотно проводили трансграничные транзакции с российскими участниками рынка, опасаясь попасть под вторичные санкции, теперь в обязательном порядке перестанут проводить операции в/из РФ.
Для операций в целях поддержки российского военно-промышленного комплекса (путем прямой или косвенной поставки, транспортировки и др. ряда товаров) потенциально сузится круг банков и провайдеров услуг криптоактивов (криптообменников, криптобирж, др.). Проведение таких операций для банков и провайдеров услуг криптоактивов чревато: если сам факт проведения будет установлен, они уже не смогут работать с рынком ЕС.
Как и в случае с любым ограничением в финансовой сфере, наложенным за последние несколько лет, выходом называют развитие альтернативных платежных решений. Отсюда, например, вытекает появление таких неоднозначных решений, как использование ЦФА в трансграничных платежах.
Ведение трансграничных споров
В 2020 году в Арбитражном процессуальном кодексе РФ появились статьи 248.1 и 248.2, устанавливающие соответственно исключительную компетенцию российских судов рассматривать споры с участием лиц, попавших под санкции, и возможность запретить разбирательство по спорам с их участием в иностранных арбитражах и судах.
Сейчас же ЕС принял ответную меру: запрет прямого или косвенного совершения сделок с лицами, которые обратились в суд с иском против лиц ЕС в порядке, предусмотренном указанными выше статьями. Перечень таких лиц будет указан в отдельном приложении, хотя многие из них уже являются подсанкционными.
Пока остается непонятным: кто и как будет отслеживать инициирование разбирательств в России, попадает ли под действие статьи обращение в суд с иском против дочерних компаний юридических лиц, зарегистрированных в ЕС, если такие «дочки» расположены за пределами Евросоюза.
Особую важность представляет понятие косвенных сделок, которое не раз упоминается в контексте ограничений. Понятие можно толковать как, например, совершение сделок через посредника. Однако никакого конкретизирующего определения в документации не установлено, в связи с чем это может быть практически любая цепочка сделок, имеющая российские корни.
Также важно отметить право на компенсацию граждан ЕС и организаций, зарегистрированных в ЕС, которым причинен ущерб судебным решением в третьей стране, если (1) исковые требования были связаны со сделками, попавшими под санкции, и (2) у таких граждан и организаций не было эффективного доступа к правосудию. Указанное положение может привести к ситуации, когда суды в РФ и государстве-участнике ЕС будут выносить противоречащие друг другу «компенсационные» решения: например, суд в РФ взыскал с ответчика из ЕС определенную суммы убытков, а затем суд в ЕС практически эквивалентную сумму взыскал в качестве компенсации ущерба. Представляется, что такие решения будут приводиться в исполнение в странах, где обе стороны имеют возможные для взыскания активы.
Ужесточение положений о недопущении обхода санкций
После того как были предприняты попытки обойти санкции через сделки с «дочками» европейских компаний, расположенными за пределами ЕС, Евросоюз ввел положение, предусматривающее ответственность европейских компаний за принадлежащих и/или подконтрольных им лиц в иных юрисдикциях. Теперь компании обязаны предпринимать «все возможные усилия» для недопущения подрыва этими лицами санкционных мер.
Более того, обходом санкций стало можно считать случаи, когда лицо ЕС прямо не преследует цель обхода ограничений, но при этом сознательно допускает, что его действия могут к этому привести.
При экспорте ряда товаров (списки в приложениях XI, XX и XXXV к Регламенту ЕС № 833/2014), в том числе товаров высокого приоритета (приложение XL к Регламенту ЕС № 833/2014), европейские компании должны включать в договор оговорку “No-Russia”. Иными словами, стороны договора должны гарантировать, что реэкспорта данных товаров в Россию не произойдет. Включение такой оговорки в контракты, проведение более тщательных проверок контрагентов отвечает принципу «всех возможных усилий».
Указанные положения позволяют крайне широко трактовать обход санкций и максимально закрывают «лазейки» в законодательстве. Однако заметим, что пока прямо не установлена юридическая ответственность за нарушение положений о недопущении обхода ограничительных мер.
Интеллектуальная собственность
С 26 декабря 2024 года европейские компании, которые отчуждают права или предоставляют права использования объектов интеллектуальной собственности, а также раскрывают коммерческую тайну, в случае, если это связано с товарами высокого приоритета, должны включать в соответствующие договоры оговорку «No-Russia». Тем самым гарантируется, в том числе, отсутствие возможности экспорта (прямого или косвенного) такого рода товаров в РФ. Исключение сделано для договоров, заключенных до 25 июня 2024 года, и продлится до 26 июня 2025 года или до окончания срока действия договоров (если такой срок наступит раньше).
Также ведомства ЕС по интеллектуальной собственности больше не принимают заявки на регистрацию товарных знаков, изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, наименований мест происхождения товаров и географических указаний российских граждан и резидентов, юридических лиц. Теперь, например, получить правовую охрану для вашего товарного знака на территории ЕС, обратившись в местное ведомство, не получится. При подаче заявки напрямую не откажут, и подать ее можно будет после снятия ограничений (т. е. она фактически будет «заморожена» на неопределенное время). Также выражено намерение повлиять на прием заявок через ВОИС (Всемирную организацию по интеллектуальной собственности).
Роспатент отмечает, что заявки можно продолжить подавать не напрямую в ведомства ЕС, а по международным системам регистрации через ВОИС, т. к. она не может отказать в приеме. Однако даже если заявка будет принята, финальное решение все же остается за местными ведомствами, которые, вероятно, оставят ее в «подвисшем» состоянии.
Такая мера потенциально может привести к регистрации объектов интеллектуальной собственности «патентными троллями», случаям недобросовестной конкуренции и другим негативным последствиям. На рынках, где наиболее часто происходят сделки с интеллектуальной собственностью, и где она крайне нуждается в защите, открывается новое поле для злоупотреблений.
К сожалению, перечень рассмотренных санкций не является исчерпывающим (предусмотрены ограничения в части вещания некоторых отечественных СМИ, перевозок, СПГ и др.). Новый пакет по большей части сосредоточен на устранении всевозможных способов обхода санкций, в т. ч. под другими брендами, через дочерние компании, посредников и др. Уточняются уже существующие механизмы и предпринимаются достаточно жесткие меры, даже в отношении европейских компаний и граждан ЕС.