Россияне рассказали, на какие цели они берут займы в МФО
Аналитики сервиса онлайн-кредитования «Робот Займер» изучили мнение россиян в отношении пользы различных микрофинансовых продуктов: краткосрочных займов «до зарплаты», среднесрочных займов (инстоллментов) с выплатой по графику и займов в магазинах для покупки товара (POS), а также целей, на которые берут эти займы.
Как показали результаты опроса, проведенного компанией, для половины респондентов (49,3%) наиболее привлекательным остается краткосрочный заем в размере до 30 тысяч рублей на 1 месяц с возвратом всей суммы сразу. Однако его стремительно догоняет более крупный среднесрочный заем на сумму до 100 тысяч рублей на 1 год с погашением по графику — его выбирают 39,1% опрошенных. Вместе с тем каждый десятый (11,6%) предпочитает POS-заем, который можно оформить прямо в магазине при покупке товара и выплачивать в рассрочку.
При этом «короткие» и «длинные» займы россияне берут на разные цели. Так, займы «до зарплаты» чаще всего идут на покрытие текущих расходов (43,0%) или непредвиденных трат (20,2%). В топ-5 целей для данного вида займов также входят покупка одежды (6,2%), лечение (5,9%) и оплата других кредитов (4,5%).
Инстоллменты также помогают многим закрывать текущие нужды (21,9%) и непредвиденные расходы (15,2%). Однако клиенты используют их куда чаще, чем короткие займы, для крупных трат, таких как покупка гаджетов или дорогостоящей техники (11,8%), ремонт машины (10,1%) или ремонт квартиры (9,3%).
«Мы видим, как интерес россиян в отношении среднесрочных займов последовательно растет. Такой вид займов позволяет населению финансировать крупные запланированные траты, такие как дорогостоящие покупки или ремонт, несмотря на учащающиеся отказы в кредитовании банками. В связи с этим, можно ожидать, что доля инстоллментов среди всех выдаваемых займов далее будет только увеличиваться, средний чек — расти, а процентная ставка по таким займам будет снижаться. Таким образом, МФО могут заместить для многих россиян банки» — отмечает Роман Макаров, генеральный директор МФК «Займер».
Исследование проводилось путем опроса подписчиков официального сообщества «Займер» ВКонтакте в июне 2024 года. Респондентами стали более 2000 человек.