Мир платежей 2024. Глобальный обзор ключевых трендов отрасли
Пузырь финтех-хайпа лопнул в 2022 году, что привело к пересмотру ожиданий и целей в 2023 году. Таким образом, 2024 год знаменует собой начало новых стандартов жизни платежной индустрии. Некогда иррациональное изобилие платежей исчезло. Чтобы добиться успеха в современной платежной индустрии, необходимо иметь сильный продукт, бизнес-модель, стратегию, лидерские качества и финансовую поддержку.
Инновационные продукты и стратегии
Нынешняя встряска произведет гигиенический эффект и будет способствовать совершенствованию платежной индустрии, в которой процветают сотни финтех-компаний. Инновационные продукты и стратегии выхода на рынок в индустрии платежей не теряют прежнего темпа, помогая улучшить жизнь потребителей и бизнеса. Если вы задумаетесь о своей повседневной жизни, станет ясно, что торговля еще никогда не была настолько проста, и инновации в области платежей играют большую роль в этом прогрессе. Платежные компании также продолжают совершенствовать бизнес-модели, находя новые способы создания добавленной стоимости. Например, десять лет назад платежные услуги с добавленной стоимостью, приносящие дискретный доход в масштабе, были в основном из области фантастики. Однако в 2024 году эти услуги стали реальностью.
Области развития рынка
Более подробно остановимся на наиболее интересных и значительных по силе своего воздействия областях развития рынка, затронув следующие темы:
1. Зрелость и интенсивность конкуренции в сфере приема платежей;
2. Как технологические платформы в США процветают благодаря встроенным платежам, и как этот феномен набирает обороты и в Европе;
3. Ускорение роста и масштабов трансграничных платежей и выплат;
4. Как финтехи, работающие в сфере B2B полностью реализуют свой потенциал в США и развиваются в Европе;
5. Как кошельки и платежи со счета на счет (A2A) успешно развиваются в мире, правда, далеко не везде;
6. Понимание того, как у перегретой сферы финансовых технологий возникает острая потребность в доверии и безопасности;
7. Как инвесторы адаптируются к более сложной инвестиционной среде в сфере платежей.
Торговый эквайринг ТСП теперь является отраслью для богатых и бедных
Раньше в сфере приема платежей торговыми точками рост на десятки процентов был заранее предрешен. На протяжении десятилетий резко снизилось интенсивность использование карт для снятия наличных, а прием карточных платежей стал повсеместным. В 2024 году эти благоприятствующие факторы действуют в значительной части западного мира. В настоящее время прием карт в основных сегментах (розничная торговля, гостиничный бизнес и т. д.) фактически повсеместен, а доля платежей наличными мала. Кроме того, конкуренция стала здесь более активной, чем когда-либо, в том числе из-за активности со стороны компаний-разработчиков программного обеспечения, которые продают решения для встроенных платежей. Достижение роста выручки на 10% в качестве торговой франшизы теперь является непростой задачей.
В этом сегменте мы видим все боле резкую грань между «победителями» и «проигравшими» (отстающими в экономическом росте). Лидеры рынка, ряд которых приведен ниже, продолжают процветать. Например, в случае с офлайн-торговлей такие крупные компании, как Square, Shift4, SumUp, Clover (часть Fiserv), Dojo и другие, продолжают рост, который часто значительно превышает 20%. Аналогичным образом в сфере электронной коммерции лидеры рынка, такие как Stripe и Adyen, и их соперники, такие как Nuvei, dLocal, Mollie и BlueSnap, также продолжают демонстрировать рост более чем на 20%. В то время как в 2022 году ожидания роста электронной коммерции подверглись пересмотру, в 2023 году лидеры рынка вернулись к сильным результатам. Некоторые из этих поставщиков платежных услуг (PSP), такие как Adyen и FreedomPay, также быстро сокращают конкурентный разрыв между офлайн- и электронной коммерцией, развиваясь высокими темпами благодаря своей способности удовлетворять потребности в омниканальных схемах.
Для многих других обеспечение роста стало более трудной задачей. Например, рост PayPal – лидера платежей в электронной коммерции на многих мировых рынках – ощущает сильное давление, особенно из-за эффекта каннибализации Apple Pay (тема, к которой мы вернемся позже).
Технологические платформы процветают благодаря встроенным платежам и финансовым сервисам
В сфере финтеха нет более крупной категории «победителей», чем цифровые платформы, которые в больших масштабах монетизируют встроенные платежи и другие формы встроенных финансов. Эта тенденция наиболее заметна в США, где сейчас существуют тысячи технологических платформ, монетизирующих платежи как значительную часть своей структуры доходов. Монетизация программного обеспечения и финансовых технологий, как правило, начинается с приема платежей, но для ряда этих платформ теперь являются прибыльными выплаты, кредитование и выпуск карт. Склонность рынка США к картам и сравнительно прибыльная экономика карт делают карточную эмиссию и платежи по картам особенно интересными. Это явление заметно в десятках различных отраслей в США, помимо хедлайнеров, таких как образование, уход за детьми, благотворительность, выездное обслуживание, профессиональные услуги и многие другие.
В Европе внедрение встроенных финансов в различных вертикалях находится на менее зрелом этапе, как показано на рис. 2. Отчасти их зарождение является просто отражением вызовов времени, поскольку европейские программные платформы менее крупные и более фрагментированные и, следовательно, естественно, что они медленнее сосредотачиваются на встроенных финансах. Но монетизация встроенных финансов в Европе может оказаться более сложной задачей, если сценарии использования встроенных решений уже хорошо обеспечиваются недорогими/бесплатными платежами со счета на счет (A2A).
Мы по-прежнему очень оптимистичны в отношении использования встроенных финансов во всех вариантах и вертикалях в Европе, но наступление некоторых из этих событий потребуют терпения. Частично наш оптимизм основан на создании ценности автоматизации рабочих процессов. Даже если банковский платеж является цифровым и бесплатным, он все равно слишком индивидуален, что приводит к исключениям и требует реализации в «ручном» режиме. Сообщество разработчиков ПО и финансовых технологий решит, как удовлетворить эти потребности (в большей степени, чем банки) и в результате создаст новые модели монетизации (например, готовность платить в рамках BPS (Basic Payment Scheme) за моментальную транзакцию в SEPA).
Платежи, особенно трансграничные, демонстрируют впечатляющий рост и масштабы
Поскольку продавцы все больше ориентируются на экосистему, процветают финтех-платформы для сферы выплат, особенно те, которые имеют сильные позиции и обслуживают трансграничные потребности рынков и гиг-экономики. Эти платформы управляют сложными сетями покупателей и продавцов, часто охватывающими весь мир. Они требуют не только поддержки приема платежей в масштабе всего мира, но и выплат своим продавцам и работникам в разных регионах мира. И платформы, и специализированные финтех-компании, такие как Payoneer, осознали, что они также могут предоставлять более широкий спектр услуг этим глобальным клиентам – например, выпуск карт и необанкинг.
Помимо поддержки платформ специалисты в сегменте платежей продолжают отнимать долю рынка у банков и традиционных поставщиков сервисов денежных переводов. Современные технологии позволяют этим компаниям перемещать деньги быстрее и дешевле, чем когда-либо прежде, включая цифровой формат пользовательского опыта как при инициировании транзакции, так и при получении ее результата. Учитывая, что трансграничная цифровая коммерция растет в 1,5–2 раза быстрее, чем внутренняя, мы ожидаем продолжения процветания трансграничных финтех-технологий.
B2B-финтех реализует свой потенциал в США и развивается в Европе
Яркая роль программного обеспечения и встроенных финансов хорошо заметна в B2B-торговле. Массовое создание добавленной стоимости в сфере финансовых технологий наблюдается в вертикалях B2B в США, но пока еще не в Европе. В США такие компании, как Bill, Tipalti, Brex, Coupa, Inuit и другие, процветают, обслуживая потребности малого и корпоративного бизнеса в финансовых услугах B2B в различных сценариях использования, включая, среди прочего:
1. Кредитование оборотного капитала;
2. Торговое финансирование (финансирование срочных сделок, факторинг, финансирование закупок и т. д.);
3. Комплексная автоматизация корпоративных платежей (счет-касса, закупка-оплата);
4. Управление расходами и кредиторской задолженностью и выпуск карт;
5. Электронное выставление счетов и управление дебиторской задолженностью и встроенные платежи.
Некоторые из этих же инноваций в области встроенных платежных продуктов также быстро развиваются в Европе (например, управление расходами и платежами, оборотный капитал), в то время как другие еще не получили широкого распространения (например, корпоративные платежи, торговое финансирование). Однако мы считаем, что распространение последних – это лишь вопрос времени. В 2024 году объем расходов в секторе B2B достигнет примерно 140 трлн долл. США, что в два-три раза превышает объем расходов в секторе C2B. Банки по-прежнему обрабатывают большую часть этих транзакций, но финтех-компании продолжат находить предложения и преимущества выхода на этот рынок, чтобы сократить отставание.
Кошельки и платежи A2A процветают в мире, но не везде
Кошельки в различных формах продолжат успешно развиваться и в 2024 году. Например, Apple Pay добилась масштабного успеха во многих странах мира как в сфере F2F-платежей (face-to-face) – типа Customer Present Transaction, так и в цифровых платежах. Несмотря на то, что Apple, как известно, тщательно скрывает данные об Apple Pay, их кошелек явно набирает популярность, и это является основным фактором трудностей дальнейшего роста PayPal.
Успех кошельков в других странах, как правило, имеет более локальный характер и часто основан на A2A, а не на системах Visa и Mastercard, которые поддерживают Apple Pay. От развивающихся до развитых рынков по всему миру банковская инфраструктура платежей A2A в режиме реального времени стала мощным катализатором масштабирования мобильных платежей. Системы платежей A2A, созданные для поддержки мобильных и цифровых платежей, быстро растут и добиваются успеха во всем мире. Большинство из них являются национальными инициативами, поддерживаемыми местными банками (UPI в Индии, Pix в Бразилии, Blik в Польше и т. д.).
На рынках Азии мы также видим развитие кошельков в рамках более широких платформ суперприложений, предназначенных для множества вариантов повседневного использования. Кошельки для средств, размещенных на абонентский счетах телекоммуникационных компаний или аккаунтах мобильных банках, также процветают на развивающихся рынках, таких как Юго-Восточная Азия (ЮВА) и Африка, например, GCash (Филиппины) и система M-Pesa (Африка к югу от Сахары) и других.
Конечно, не все формы кошельков или платежей A2A процветают. Мы все еще ждем масштабирования платежей Open Banking и потенциального прорыва платежей A2A в США. И хотя мы не будем слишком оптимистичны насчет результатов таких прорывов, первые признаки уже наблюдаются. Потребители в США все чаще соглашаются на выбор Open Banking (где Plaid становится повсеместным в США как средство обеспечения доступа). Более того, некоторые из прорывных сценариев использования A2A в вертикалях, например, те, которые развивает Trustly, весьма интересны как предшественники более широкого прорыва.
Идентификация, доверие и безопасность имеют решающее значение в цифровом мире
В мире, где процветает цифровой формат торговли, а платежи стали более высокоорганизованными, чем когда-либо (встроенные, через кошельки и т. д.), можно было бы ожидать, что мы добились прогресса в решении проблем мошенничества. К сожалению, мошенники талантливы и хорошо мотивированы, они продолжают находить способы использования платежной экосистемы в своих преступных целях. После закрытия каждой «двери», которую технологии захлопывают перед мошенниками, перед ними открывается другая из-за нашей постоянной потребности в более простых пользовательских сценариях. Мошенничество с платежами и личными данными продолжает расти и развиваться. Например, количество случаев мошенничества с поддельными картами значительно сократилось, но число мошенничеств с несанкционированным доступом к счетам продолжают расти.
Существует огромное и относительно фрагментированное сообщество финтех-компаний, способных решать проблемы валидации личности, платежей и безопасности учетных записей. Это широкое сообщество, как правило, специализируется на продуктах, как показано на рис. 7. Мы ожидаем консолидации и прорыва этой группы финансовых технологий в ближайшие годы.
Финтех-инвесторы адаптируются к платежной индустрии с более жесткими фундаментальными принципами
Инвесторам в индустрию финтеха было легко действовать на протяжении практически трех десятилетий, начиная с начала 1990-х годов. Этот период закончился в 2022 году. Финтех остается отличным местом для инвестиций, но время сделок, основанных на использовании несовершенства рынка, безвозвратно прошло. Чтобы инвестиции были успешными в будущем, инвесторы должны делать правильный выбор компаний и лидеров – и осуществлять финансирование на базе верных оценок. Мы ожидаем, что ряд инвестиций в частный акционерный капитал, сделанных в период с 2019 по 2022 год, принесут отрицательную доходность по акциям, поскольку оценки опережают потенциал будущих денежных потоков. Мы уже видим, как происходит отток мелких инвесторов на нижнем уровне рынка, поскольку компании венчурного капитала прекращают заключать сделки, у которых нет четких перспектив прибыльности, и выходят из таковых. В ближайшие несколько лет мы увидим аналогичное явление среди крупных частных компаний.
Подводя итог, можно сказать, что в мире платежей еще есть много интересного. Но также есть новая порция реальности и концентрация на построении эффективного бизнеса, а не просто на внедрении инноваций ради инноваций.