Основные тренды рынка Узбекистана в 2024 году. В преддверии «Digital Uzbekistan» 2024
Данная площадка традиционно нацелена на качественный и эффективный нетворкинг, поиск партнеров, клиентов, общение топ-менеджеров и специалистов из самых разных сфер и отраслей Центральной Азии. Среди стратегических задач ПЛАС-Форума — придать дополнительный импульс развитию экономики Узбекистана, продвижению международного сотрудничества как в области цифровизации страны в целом, так и банкинга, финансовых технологий и розничной торговли. В преддверии этого события мы анализируем основные тренды экономики Узбекистана и таких отраслей, как финтех, банки и ритейл.
Прокомментировать ключевые тренды платежной отрасли и поделиться прогнозами на ближайшее будущее мы предложили генеральному директору Mastercard в Узбекистане Денису Филиппову.
В последние годы Узбекистан стремительно развивается, демонстрируя не только впечатляющий экономический рост, но и активное внедрение технологических инноваций. Например, в конце 2023 года компания Mastercard совместно с Rise Research, IT Park Uzbekistan и Финтех-ассоциацией Узбекистана выпустила отчет, посвященный развитию финтех-рынка Узбекистана.
Что можно выделить среди основных результатов данного исследования? Цифровые технологии, как и во всем мире, остаются самым популярным направлением среди местных стартапов. В Узбекистане уже есть успешные примеры стартапов со значительными доходами: Zood, ArzonApteka, Didox, Alif и другие. Государство поддерживает инновационное предпринимательство: это и IT-Парк, и нулевые налоги, и система госфинансирования успешных проектов, и многочисленные программы акселерации.
Молодой рынок привлекает капиталы. Самая серьезная конкуренция сейчас в e-commerce и финтехе (B2C). С 2022 по 2023 год в 25 стартапов из разных отраслей было инвестировано 7,1 млн долл. США, причем более 61% этих средств приходится на финтех.
Mastercard активно внедряет финтех-инновации совместно с локальными банками-партнерами (запуск криптокарты и первой кредитной карты, технология токенизации MDES, антифрод-модули Threat Scan и Safety Net), в том числе через обучающие программы Mastercard Academy, поддерживает молодые стартапы и зрелые финтех-компании в Узбекистане. Так, в 2023 году Mastercard выступил экспертным партнером по отбору финтех-стартапов в рамках конкурса President Tech Awards, организованного IT Park Uzbekistan.
В свою очередь стремительное развитие безналичного обращения требует столь же быстрого повышения уровня финансовой грамотности населения. Сегодня мошенники используют новые способы хищения средств. С января по ноябрь 2023 года в Узбекистане зафиксировано около 5500 преступлений в киберпространстве, из них 70% пришлось на мошенничество и кражи денег с банковских карт.
Поэтому Mastercard активно работает над повышением безопасности безналичных платежей в Узбекистане, оказывая консультационную помощь правительству, коммерческим банкам, а также участвуя в целом ряде проектов повышения финансовой грамотности, в частности, в онлайн-проекте совместно с компанией Uzum, которая запустила собственное бренд-медиа. В рамках этого проекта эксперты из Mastercard совместно с редакцией Uzum Media готовят статьи и обучающие материалы, помогающие читателям разобраться в вопросах платежных систем, банковских карт и безопасных платежей. Так, например, недавно вышла статья «Как устроена банковская карта: разбираем с экспертом от А до Я», подготовленная в сотрудничестве с Mastercard.
Также следует отметить, что рынок электронной коммерции Узбекистана демонстрирует устойчивый рост: в 2022 году уровень проникновения составил 2,2%, что значительно превышает показатель 2018 года — 0,6%. По итогам 2022 года объем рынка электронной коммерции Узбекистана оценивается в 311 млн долл., при этом совокупный среднегодовой прирост с 2018 по 2022 год составил 47%. По прогнозам экспертов, среднегодовой прирост с 2023 по 2027 год составит 40%. Столь стремительный рост рынка электронной коммерции связан с повсеместным проникновением интернета, увеличением численности молодого населения, господдержкой отрасли и улучшением регулирования рынка. Для сравнения – в соседнем Казахстане по итогам 2022 года объем рынка e-commerce приблизился к 2 трлн тенге (4,2 млрд долл. США), продемонстрировав четырехкратный рост по сравнению с 2021 годом.
Драйвером для дальнейшего развития может послужить малый и средний бизнес (МСБ). Так, например, Стратегия развития электронной коммерции Республики Узбекистан на 2023–2027 годы, разработанная Министерством инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан, предусматривает создание акселератора и инкубатора для МСБ, которые будут сфокусированы на развитии электронной коммерции.
Ключевую роль в развитии цифровых МСБ играют доступ к финансированию и наработка цифровых навыков. Программы Mastercard предлагают предприятиям готовые цифровые решения, не требующие больших вложений. Также наша компания готовится запустить в Узбекистане новый проект, который позволит открыть малому и среднему бизнесу доступ к глобальным технологиям и рынкам. Предприниматели смогут создать сайт для своей компании, подключить онлайн-кассу, настроить таргетированную рекламу. Таким образом, узбекистанские компании получат возможность реализовывать свою продукцию по всему миру и выходить на новые аудитории.
Стимулирование экономического роста
О мерах по развитию рынка капитала в Республике Узбекистан рассказывает
начальник отдела развития эмитентской деятельности и корпоративного управления Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан (НАПП) Алишер Ахмедов.
В условиях современной глобальной экономики рынок ценных бумаг играет важнейшую роль в обеспечении финансовой устойчивости, стимулировании инвестиций и обеспечении эффективного распределения капитала. Развитие этого рынка может способствовать экономическому росту и инновациям. Для решения этих задач 2 сентября 2023 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Постановление № ПП-291 «О дополнительных мерах по развитию рынка капитала» (далее – Постановление). Данное Постановление принято с целью обеспечения дальнейшего развития рынка капитала, улучшения его инфраструктуры, стимулирования привлечения инвесторов на рынок капитала, упрощения процедуры участия иностранных инвесторов на местном фондовом рынке и защиты прав инвесторов.
В соответствии с Постановлением Национальному агентству перспективных проектов Республики Узбекистан (НАПП) переданы задачи, функции и полномочия Министерства экономики и финансов по регулированию рынка капитала, включая деятельность организаторов торгов ценными бумагами и Центрального депозитария ценных бумаг, развитию корпоративного управления, а также контролю за деятельностью страховых организаций, определив его уполномоченным органом по осуществлению регулирования, лицензирования, разрешительных процедур в данных сферах.
НАПП поручено реализовывать «Дорожную карту» по развитию рынка капитала в 2023–2025 годах. Также вводится специальный правовой режим «Регуляторная песочница» в сфере рынка капитала.
Согласно Постановлению Центральный банк Узбекистана регулирует деятельность Центрального депозитария ценных бумаг (ЦД) по расчетам с денежными средствами по результатам сделок с ценными бумагами, а также деятельность создаваемого Национального клирингового центра (НКЦ) при Республиканской валютной бирже в качестве центрального контрагента и по осуществлению централизованного клиринга. До 1 мая 2024 года в Центральном банке открываются корреспондентские счета ЦД и НКЦ для осуществления расчетов, а с 1 января 2025 года ЦД будет вести единый учет государственных и корпоративных ценных бумаг. В этих целях ЦД был преобразован в акционерное общество и передан в собственность Центрального банка.
Также перед ЦД поставлена цель по налаживанию взаимодействия с внешними депозитариями и кастодианами.
Привлечение инвесторов на фондовый рынок – ключевая задача для Правительства Республики Узбекистан. В этой связи для инвесторов продлеваются налоговые льготы.
Впервые в законодательстве появляется понятие индивидуальных инвестиционных счетов и связанных с ними налоговых льгот. Они освобождаются от налога на доходы физических лиц, доходы налогоплательщика, направляемые из заработной платы, и иные доходы, составляющие в совокупности до стократного размера минимального размера оплаты труда в течение налогового периода, на индивидуальный инвестиционный счет для приобретения ценных бумаг, эмитированных на местном фондовом рынке, при условии их невозврата с рынка капитала в течение 12 месяцев.
В настоящее время Национальным агентством перспективных проектов принимаются организационно-практические меры, направленные на обеспечение выполнения задач, определенных главой государства, в сфере развития рынка капитала.
Сегодня Узбекистан стремится создать рынок капитала, соответствующий мировым стандартам, обеспечивающий защиту инвесторов, в целях обеспечения привлечения в экономику страны дополнительного капитала и инвестиций, создания условий для роста благосостояния граждан.
Тренды финтеха
В условиях быстро меняющейся глобальной политической и экономической ситуации развитие финтеха в Узбекистане продолжается. Об основных тенденциях в этой сфере рассказывает основатель FinExtra и председатель финтех ассоциации Узбекистана Наргис Дустматова.
В целом на сегодняшний момент можно выделить несколько трендов, которые, скорее всего, станут основными в 2024 году для Узбекистана.
BNPL-сервисы рассрочки, бесшовно встроенные в покупки. Этими сервисами уже активно пользуется рынок.
Финтех в МФО. Недавно в Узбекистане был принят закон о микрокрофинансовых организациях с целью «Повышения роли и доли микрофинансовых уcлуг в развитии предпринимательской деятельности», который дает право МФО заключать соглашения лизинга, предоставлять гарантии и услуги факторинга — выдачи денег по счетам с оплатой в рассрочку. Кроме этого, микрофинансовые структуры могут предоставлять услуги, связанные с исламским финансированием. Порядок их оказания устанавливает Центробанк, основываясь на обозначенных международными организациями стандартах. В силу таких изменений мы прогнозируем запуск как независимых супераппов (Lending Apps) для выдачи микрокредитования, так и «вшитых» в маркетплейсы. Так как потребители уже стали комфортнее и увереннее себя чувствовать в сегменте онлайн-покупок, ожидается всплеск распространения многих приложений и сервисов, которые позволят клиентам использовать удобный интерфейс и разные «кастомные фичи» для их использования и мониторинга затрат и бонусов, например, таких, как Embedded Finance.
Также появятся новые бизнес-модели рассрочки, такие как SNPL (Save Now Buy Later, «Экономь сейчас, платите позже») — это новая бизнес-модель в сфере финансовых технологий, которая обеспечивает более устойчивую альтернативу модели BNPL (Buy Now Pay Later, «Купи сейчас, плати позже») в условиях быстро меняющегося потребительского спроса и покупательского поведения. SNPL позволяет клиентам ежемесячно экономить деньги, чтобы собрать их для конкретной покупки. Такой тренд станет актуальным для Узбекистана уже в конце 2024 года.
Трансграничные и локальные платежи. В 2024 году платежные компании будут совершенствовать свои мобильные кошельки и сервис Payments Gateway. Смена регулятора и новые требования к платежным компаниям должны быть сформированы до лета 2024 года.
Блокчейн-технологии, криптообменники т. д. Так как полномочия Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан (НАПП) стали намного шире, фокус внедрения блокчейн-технологий будет в 2024 году более активным. Поскольку НАПП теперь является регулятором платежных компаний, это создает возможности для появления вшитых услуг в кошельки по криптообмену (фиатный обмен на криптовалюту и наоборот).
Инвест-платформы. Так как рынок капитала тоже перешел в НАПП, то в 2024 году мы будем наблюдать рост создания проектов и вход новых игроков на рынок для создания инвест-платформ.
СтрахТех. Сейчас в республике уже появился один стартап, который представляет маркетплейсы по всем страховым игрокам и предлагает быстрое заполнение через мобильное приложение. Население Узбекистана растет, количество автомобилей у граждан увеличивается, и соответственно масштабируется культура страхования.
Искусственный интеллект. Использование ИИ для улучшения прогнозов, создания моделей и развития аналитики, включая активное использование ChatGPT в е-коммерции, – это еще один тренд. Скорее всего, ИИ будет активно использован в офисах банков, а также в риск-менеджменте. Особенно при анализе кредитных, рыночных, валютных рисков; в макро- и микроэкономических анализах. Также активно будет развиваться поддержка клиентов – чат-боты в приложениях и голосовые помощники. И, безусловно – противодействие мошенничеству с помощью ИИ-платформ.
Речевая аналитика. Некоторые банки Узбекистана уже начали внедрять речевых помощников для работы с клиентами.
Внедрение киберзащиты. В 2023 году кибербезопасность стала не просто трендом, но элементом осознанной необходимости. Например, в сентябре 2023 года были проведены первые учения по киберзащите Cyberkent 2023 в Центре кибербезопасности. Также в Ташкенте прошел Центрально-Азиатский саммит по кибербезопасности CSS 2023, где конкурировали две команды: «белые» и «черные» хакеры создавали прецеденты для противодействия уязвимости системы, а также устраивали атаки на систему.
Антифрод-менеджмент. Особенно эта тема актуальна при мониторинге мошенничеств и при работе с платежными картами потребителей, в основном на фоне невысокой финансовой грамотности населения.
Развитие новых регуляторных технологий (РегТех). Последнее необходимо для проведения более глубокого мониторинга и контроля транзакций.
Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, в 2024 году правительство и регулятор(ы) будут активно ужесточать правила игры, требования к лицензированию и многое другое. Во-вторых, развитие некоторых направлений будет доступно только конкретным компаниям с лицензиями и product proof (например, применение блокчейн-технологий).
Развитие криптовалютного рынка
В эпоху цифровых инноваций и растущего интереса к криптовалютам Узбекистан занимает прогрессивную позицию, активно развивая и регулируя сферу криптоактивов. О текущем состоянии криптовалютной политики в Узбекистане рассказывает директор Национального агентства перспективных проектов Узбекистана Даврон Максудов.
В первую очередь следует отметить, что законодательством Республики Узбекистан в сфере оборота криптоактивов определены основные термины и определения в данном направлении. Согласно законодательству, в Республике Узбекистан используется термин «криптоактив», не «криптовалюта». Это обусловлено в первую очередь тем, что «крипту» определяют в качестве «активов», а не валюты либо другого платежного средства или инструмента.
Криптоактивом признается имущественное право, представляющее собой совокупность цифровых записей в распределенном реестре данных (в блокчейне), который имеет ценность и владельца. Таким образом, криптоактив приравняли к виду нематериального актива. К нематериальным активам, например, можно отнести патенты на изобретение, научные, литературные произведения, произведения искусства, компьютерные программы, а также товарные знаки и др.
Основной пакет нормативных документов по обновленной системе был принят еще в 2022 году, что позволило уже к концу того года начать принимать заявления на получение лицензии для осуществления деятельности провайдеров услуг на территории Республики Узбекистан. К концу 2022 года законодательная база для «криптобиржи», «криптомагазина» и «криптодепозитария» была полностью сформирована и введена в действие.
Также стоит отметить, что вся законодательная база разрабатывалась и разрабатывается в строгом соответствии с требованиями и рекомендациями международных организаций, таких как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF, Financial Action Task Force on Money Laundering, ФАТФ) и др.
Операции с криптоактивами в республике не запрещены. Граждане и юридические лица Узбекистана должны осуществлять операции с криптоактивами только через национальных провайдеров услуг, которые получили соответствующую лицензию у уполномоченного органа для осуществления своей деятельности на территории Республики Узбекистан.
Сегодня граждане республики могут беспрепятственно покупать, продавать или обменивать свои криптоактивы, и никаких запретов на владение криптоактивами у нас не введено.
На сегодняшний день работают две криптобиржи, два криптодепозитария и десять криптомагазинов.
По сути, всего за год была успешно создана новая сфера, которая уже начала приносить пользу экономике страны. За 2023 год провайдеры услуг оплатили сборы в государственный бюджет в размере 2,3 млрд сумов (порядка 181 тыс. долл. США).
На сегодняшний день в результате изучения проводимых в данной сфере реформ на территории Республики Узбекистан международная ассоциация International Association of Trusted Blockchain Applications (далее – INATBA) приняла наше Агентство в качестве члена «Межправительственного консультативного органа» INATBA.
INATBA – международная структура, нацеленная на активное развитие и внедрение передовых технологий. Европейская комиссия, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирная торговая организация и другие влиятельные организации входят в ряд организаций, которые продвигали проект INATBA. В настоящее время членами этой организации являются Австралия, Канада, Эстония, Франция, Соединенные Штаты Америки, Япония и Объединенные Арабские Эмираты.
Вместе с тем Агентством на постоянной основе проводятся встречи по обмену опытом с международными организациями, такими как Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (EAG GROUP, EAG, The Eurasian group on combating money laundering and financing of terrorism, ЕАГ), Европейский банк реконструкции и развития, Программы и учреждения, входящие в структуру ООН, международные банки, международные образовательные учреждения и др.
Касательно взаимоотношений с регуляторами в сфере оборота криптоактивов в других странах необходимо отметить, что во многих странах мира пока еще не сформированы отдельные государственные учреждения, на которых были возложены полномочия по развитию и регулированию данной сферы. Несмотря на это, Агентством ведется работа по установлению взаимоотношений с регуляторами сферы оборота криптоактивов в других странах. В частности, оно тесно сотрудничает с Комитетом МФЦА по регулированию финансовых услуг (Казахстан) в данном направлении, с ним был недавно подписан Меморандум о взаимопонимании.
Кроме того, Агентство также осуществляет взаимодействие непосредственно с международными компаниями, осуществляющими свою деятельность в сфере оборота криптоактивов. В частности, проводятся встречи с представителями международных криптобирж и других криптоплатформ, международных компаний, предоставляющих решения по отслеживанию и мониторингу транзакций с криптоактивами, и другими институциональными инвесторами, которые планируют выходить на рынок Узбекистана.
Ожидается, что в ближайшее время спрос на криптоактивы будет все больше увеличиваться со стороны криптоэнтузиастов. Институциональные игроки будут инвестировать и делать упор на новые механизмы привлечения инвестиций в сферу оборота криптоактивов.
Таким образом, перед Агентством в том числе стоит задача не допустить выхода на рынок Узбекистана разного рода мошеннических (скам) проектов, правильно оценивать риски, связанные с криптоактивами, создавать благоприятные условия для субъектов предпринимательства в данном направлении путем совершенствования законодательной базы, а также активно работать в области повышения осведомленности населения с помощью СМИ и др.
Развитие и регулирование сферы криптоактивов
Сегодня в Узбекистане проводится большая работа в области регулирования и развития сферы оборота криптоактивов («виртуальные активы» согласно терминологии ФАТФ). Подробнее об этом рассказывает начальник управления развития сферы оборота криптоактивов, Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан (НАПП), Аскаржон Закиров.
Напомним, что данная работа началась со вступлением в силу решения Президента Республики Узбекистан в 2018 году, которым были установлены базовые и неотъемлемые требования к регулированию рынка криптоактивов.
В частности, был определен уполномоченный государственный орган в данном направлении, определены льготы и преференции, а также базовые требования к организации деятельности провайдеров услуг на территории республики.
Совершенствование законодательной базы также продолжилось и в 2019–2021 гг. В этот период были приняты Положение о порядке лицензирования деятельности криптобирж (акт утратил силу в 2022 году), согласно которому была выдана первая в Узбекистане лицензия на осуществление деятельности криптобиржи, и Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения для лиц, осуществляющих деятельность в области оборота криптоактивов (рег. № 3309 от 09.06.2021 г.).
Кроме того, к настоящему времени в данные нормативные акты также внесены соответствующие изменения. Они включали в себя в том числе устранение ранее выставленных барьеров и упрощение лицензионных требований и условий для получения лицензии, а также процедур, связанных с совершением резидентами операций с криптоактивами.
Однако после проведения обширного изучения как внутреннего рынка, так и имеющегося на тот момент опыта зарубежных стран в данном направлении был принят Указ Президента Республики Узбекистан, согласно которому в действующие нормативно-правовые акты, в том числе в области регулирования оборота криптоактивов, были внесены соответствующие изменения, которые полностью изменили подход к принятию и регулированию данного рынка.
Так, например, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» (далее – Закон) и постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года № ПП-3150 «Об организации деятельности Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан» Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан определено уполномоченным органом по развитию сферы оборота криптоактивов, лицензированию деятельности и разрешительным процедурам в данной сфере.
Кроме того, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 определено, что сфера оборота криптоактивов регламентируется специальными нормативно-правовыми актами, принимаемыми уполномоченным органом и прошедшими государственную регистрацию в установленном порядке.
В целях предоставления благоприятных условий для субъектов предпринимательства и вывода данной сферы из тени также установлено, что:
– операции юридических и физических лиц, связанные с оборотом криптоактивов, в том числе осуществляемые нерезидентами, не являются объектами налогообложения, а доходы, полученные по данным операциям, не включаются в налогооблагаемую базу по налогам и другим обязательным платежам;
– на валютные операции, связанные с оборотом криптоактивов, проводимые лицами, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности в сфере оборота криптоактивов, не распространяются нормы законодательства о валютном регулировании.
По итогам совершенствования криптозаконодательства и осуществляемых в данном направлении реформ увеличилась институциональная база провайдеров услуг в Узбекистане.
Однако хотелось бы также отметить, что с учетом происходящих как на рынке криптоактивов, так и на фондовом рынке изменений, Агентством прорабатывается вопрос о создании инновационного механизма в целях привлечения как зарубежных, так и местных инвестиций в деятельность компаний. Отрадно заявить, что законодательная база для этого уже существует в Узбекистане с 2022 года.
На этом фоне необходимо отметить, что в Узбекистане создана полноценная законодательная база, регулирующая сферу оборота криптоактивов, в частности созданы благоприятные условия и возможности для субъектов предпринимательства в данном направлении, внедрена система мониторинга и контроля за крипторынком, усилены меры ответственности и проводится большая совместная работа по предотвращению незаконного оборота криптоактивов на территории страны.
Искусственный интеллект и Big Data
Технологическое будущее бизнеса уже наступило, а компании, которые осознали важность Big Data и искусственного интеллекта, выходят вперед в гонке за конкурентным преимуществом. Подробнее о том, как развиваются эти технологии в Центральной Азии, рассказывает генеральный директор VEON AdTech Джордж Хэлд (George Held).
Современный бизнес переживает период технологической революции, где владение информацией и ее быстрая обработка становятся основополагающими факторами успеха. С этой точки зрения выигрывают крупные компании, которые аккумулируют огромные объемы данных о своих клиентах. Примерами являются банки, поисковые системы Google и Яндекс, операторы связи и ритейлеры.
VEON AdTech — часть группы компаний VEON, развивающая digital- и performance-маркетинг, и современные рекламные технологии, включая собственные programmatic-платформы. Компания использует технологии Big Data, искусственного интеллекта и машинного обучения.
Объемы больших данных в цифровом мире измеряются уже петабайтами. Это двоичный код, картинки, видео, тексты и любые другие цифровые следы, которые оставляют пользователи. Для их анализа требуются специализированные технологии. Они помогают систематизировать данные и выявлять скрытые закономерности, неочевидные человеческому восприятию.
Цифровизация мировой экономики меняет облик финансового мира. Сегодня финансовые технологии создают серьезную конкуренцию традиционному банкингу. Они предоставляют более эффективные способы управления финансами, привлекая потребителей и предпринимателей. Финансовые операции с использованием мобильных приложений, виртуальных кошельков и криптовалют стали частью повседневности. Кроме того, финтех способствует развитию финансовой инклюзии, предоставляя доступ к услугам тем, кто ранее был исключен из традиционной банковской системы. А на более высоком уровне финтех открыл возможности краудфандинга и робоконсалтинга.
Сегодня финтех – это не только разработка мобильных приложений и платформ для финансовых операций, но и глубокая аналитика и автоматизация. К примеру, роботизированные системы позволяют создать инвестиционный портфель, не обращаясь к финансовым советникам или в банк. А в Узбекистане стала возможна онлайн-верификация кредитного рейтинга пользователя, которая проходит за несколько минут.
Точность – еще один явный плюс использования глубокой аналитики, которую обеспечивают ИИ и Big Data. Такие продукты, как SMS-таргетинг и DSP-платформа, используют кодированные данные пользователей. Зная такие нужные параметры, как пол, возраст, интересы, паттерны поведения, рекламодатель может настроить точный таргет. Это может быть как персонализированное предложение в SMS, так и баннерная реклама на сайтах. Этот метод обеспечивает прямой контакт с потенциальными клиентами и высокую доставляемость сообщений, а налаженная система мониторинга позволяет анализировать результаты и оптимизировать стратегии рекламы в реальном времени.
В контексте современного бизнеса, где конкуренция беспрерывно растет, технологии Big Data и искусственного интеллекта становятся ключевыми инструментами. Они повышают эффективность бизнеса, его конкурентоспособность и позволяют компаниям более точно адаптироваться к потребностям рынка.
Банки, ритейл и новые технологии
О монетизации баз данных, о выдаче кредитов по ним и использовании этой технологии в ритейле рассказывает председатель правления Madad Invest Bank Улугбек Таваккалов.
Первым и крупным игроком по монетизации Big Data стало Цифровое правительство (ЦЭП), сейчас оно продает банкам и финтехам более 100 видов полезных данных для скоринга и для клиентов. Набирают тренд продажи Больших данных телеком-операторами и платежными организациями. Простыми словами, телеком-операторы прекрасно знают, где именно вы чаще бываете, как часто меняете SIM-карты и на что тратите свой мобильный трафик, – почему бы на основе этой информации не отделить мошенников, усилив банковский фрод-контроль?!
Микрозаймы и рассрочка несут в себе существенный кредитный и операционный риски. Это связано с низкой финансовой грамотностью населения (зачастую кредиты оформляются мошенниками на наивных потребителей), с возможностью обхода скоринговых моделей (к примеру, искусственное увеличение транзакционной активности по картам).
Банки, со свой стороны, эволюционируют в своих скоринговых моделях, отрабатывая свои гипотезы. Развитие скоринга – непрерывный эволюционный процесс. Из новых положительных трендов – использование данных телеком-операторов и платежных организаций.
Банки, финтехи и торговый ритейл будут конкурировать и усиливать свое взаимодействие. Банковские микрозаймы все больше будут эволюционировать в партнерскую рассрочку, товары ритейлеров все больше будут продаваться в маркетплейсах и доставляться через ПВЗ, открываемые в высвобождаемых помещениях филиалов банков. Торговый ритейлер все чаще будет осуществлять расчеты через инструменты электронной коммерции, организованной банками.
Конкурируя с финтехами и небанковскими кредитными организациями, банки будут активнее развивать карточную рассрочку, так как она гибче (возобновляема), и в ней легко запустить рассрочку без привязки к мерчантам, где вознаграждение оплачивается потребителем за счет фиксированной абонентской платы (потребитель расходует где хочет и вне зависимости от своей активности платит фиксированную абонентскую плату).
Цифровая трансформация розничного бизнеса в Центральной Азии
О развитии розничного бизнеса в странах Центральной Азии в целом и в Узбекистане в частности рассказывает Иван Федяков, основатель и генеральный директор группы компаний INFOLine, специалисты которой на протяжении двух десятков лет занимаются изучением и анализом рынков и отраслей в разных странах и которая имеет на сегодня действующие офисы в России, Казахстане, Арабских Эмиратах и Сербии.
Какие факторы следует учитывать иностранным компаниям, планирующим выход на рынок Узбекистана, а также местным представителям сектора modern trade при разработке собственных стратегий развития и при выборе локаций для торговых объектов?
Конечно, в первую очередь необходимо пристально следить за состоянием экономики региона, в пределах которого вы планируете строить или расширять свой бизнес, нужно сравнивать данные с другими рынками, со странами, являющимися внешнеторговыми партнерами.
Ключевой составляющей экономических процессов является национальный валовый продукт, динамика которого в последнее время очень нестабильна. Если Россия и Беларусь в 2022 году заметно снизили показатели ВВП и в первой половине 2023-го шло лишь восстановление их экономик, то Узбекистан демонстрирует стабильность: 5,7% по итогам 2022 года и 5,6% в первом полугодии 2023-го. В Казахстане при этом аналогичные показатели составляют 3,2% и 5% соответственно – РК демонстрирует рекорд темпов роста за последние 10 лет.
Важно отметить, что в Центральной Азии в активной фазе находится процесс урбанизации. На фоне России и Беларуси, где городское население составляет 73,7% и 79,2% соответственно, в Кыргызстане этот показатель достигает 35%, в Казахстане – 57,7%, в Республике Узбекистан – 50,9%. И это очень хороший потенциал для развития, поскольку население (особенно молодое поколение) будет стремиться в города, обзаводиться там жильем, обустраивать его и таким образом естественно и положительно влиять на динамику товарооборота страны.
Но не только это имеет значение. Крайне важна общая демографическая динамика. Сопоставим: в Узбекистане за 8 месяцев 2023 года органы статистики зарегистрировали 627 196 новорожденных (за год показатель вырос на 6,4%). В России за тот же период родились 850 187 младенцев (падение на 2,5%). При этом общая численность населения Республики Узбекистан составляет 36 млн человек, в то время как Россия насчитывает 146 млн граждан.
Это говорит не только о том, что в Республике Узбекистан физически растет аудитория товаров народного потребления. Такую статистику важно учитывать производителям, дистрибьюторам и розничным компаниям, занимающимся детским ассортиментом. И скорее всего, этот тренд будет только усиливаться в ближайшие годы. Не наблюдается предпосылок к тому, чтобы в России рождаемость существенно выросла, а в Узбекистане замедлилась.
Если же говорить об обеспеченности крупных городов инфраструктурой modern trade, то стоит отметить: количество объектов на душу населения по некоторым позициям в Ташкенте сопоставимо с Москвой и Санкт-Петербургом. При этом чем выше обеспеченность городов торговой инфраструктурой, тем заметнее в стране тренд на консолидацию отрасли, когда крупные игроки поглощают мелких, а новые магазины появляются в основном за счет лидеров индустрии, которые убирают с рынка менее эффективную торговлю.
Центральная Азия заинтересована в инвестициях
О ключевых трендах сегмента FMCG (товары повседневного спроса) в Центральной Азии и факторах, влияющих сегодня на рынок, рассказывает коммерческий директор NielsenIQ Kazakhstan Мадина Сенсейгалиева.
Регион Центральной Азии – достаточно крупный рынок для зарубежных производителей. В этом регионе, в отличие от многих других, постоянно происходит рост населения. Рост населения в регионе во многом опережает другие части мира.
Третий фактор – экономики этих стран являются развивающимися. Если мы посмотрим на темпы роста ВВП, то и у Казахстана, и у Узбекистана темпы роста гораздо выше, чем среднемировой уровень. Если мы говорим про 2024 год, то в среднем мировая экономика будет расти на 3%, экономика Казахстана, согласно прогнозам, на 4,4%, а экономика Узбекистана еще больше – на 5,2%. Можно сказать, что здесь прекрасные условия: большое количество потребителей, постоянный рост населения и уровня благосостояния в регионе. Когда последние два фактора связываются, у потребителей волей-неволей появляются новые потребности. Они готовы тратить больше, ищут альтернативы товарам, которые покупают. И это весьма благоприятная почва для того, чтобы заходить на эти рынки и давать покупателям новую альтернативу.
Центральная Азия является непосредственным участником глобальной экономики. И все, что происходит в мире, сказывается на экономиках стран этого региона.
Если говорить про бизнес, про производителей, то в данный момент мы видим на рынке FMCG, что в последний год объемы потребления не растут, но есть двузначный рост в деньгах, который был 15–20%, но который полностью обеспечивался ростом цен на товары группы FMCG. Также рост объемов потребления на уровне нуля, то есть нет огромного падения, нет такого, чтобы некоторые категории резко перестали покупать. Между тем многие производители и розничные сети рассматривают это явление как кризис. Это связано с тем, что в предыдущие годы здесь всегда росло потребление именно в объемах. Также со стороны бизнеса стоит отметить очень высокие ожидания.
Если говорить про Узбекистан, то сейчас NielsenIQ Kazakhstan рассматривает работу с розничными сетями в Узбекистане, для того чтобы запустить там Key Account индекс –данные по ключевой рознице.
Если говорить о сложностях с заходом на новый рынок, то рынки Центральной Азии во многом похожи тем, что на наших рынках доминирует традиционная розница. Для исследователей традиционная розница – это хаотичный канал, где хозяева магазинов постоянно меняются, где точки меняют свой тип и т. д. Это, конечно, усложняет заход на рынок Узбекистана. Кроме того, в Узбекистане, как и в Казахстане, отдаленность районов, областей, больших городов друг от друга тоже накладывает свой отпечаток на конечную стоимость того продукта, который мы выпускаем.
Также у клиентов-производителей компании NielsenIQ Kazakhstan объемы продаж в Узбекистане пока не такие большие, чтобы покрыть инвестиции в полноценный ритейл-аудит, продукт, который мы будем делать. Поэтому компания решила, что лучше предоставить точные электронные данные по маленькому куску рынка, но эти данные будут надежны, на них можно будет положиться. Они будут безошибочными, с минимальным уровнем флуктуации, которая происходит на бурно развивающемся рынке. И в этом году NielsenIQ Kazakhstan пойдет в Key Account индекс. Конечно, в дальнейшем, в 2025–2026 годах, планируется увеличивать и покрывать традиционную розницу.
Пока не видно больших кейсов, где глобальные бренды адаптировали полностью продукт под Центральную Азию, но заметно, что некоторые другие бренды начали интегрировать в своих рекламных кампаниях примеры локализации – привычные зарубежные продукты с национальными, например: «Едим бешбармак и запиваем кока-колой».
Про Узбекистан следует сказать, что в самом ближайшем будущем здесь будет наблюдаться очень много примеров локализации продуктов глобальных международных компаний на рынке Центральной Азии.
Прогноз для узбекского рынка – оптимистичный
О росте электронной коммерции в республике и ее ключевых задачах рассказывает Сардор Кадыров, ex-GR Wildberries Uzbekistan.
В целом электронная коммерция в Узбекистане пока на начальном этапе развития. Если говорить, в частности, про маркетплейсы, то всего лишь полтора года назад не было такого активного рынка, были лишь мелкие игроки, какие-то контуры полноценного рынка, но все по-настоящему заиграло только с прошлого, 2023 года. Поэтому говорить о кризисах неверно, зато самое время говорить о тенденциях развития, о перспективах, потому что в целом рынок, безусловно, в активной фазе, а не в стагнации.
В целом прогноз для рынка очень оптимистичный, это подтверждают исследования. Не стоит забывать, что в Узбекистане более 36 млн населения – это огромный внутренний рынок. Конечно, далеко не все из них каждый день что-то покупают онлайн, но и тут количество активных пользователей электронной коммерции уже статистически значимая цифра. И в Узбекистане получилось так, что за достаточно короткий период появилось несколько сильных и интересных игроков, которые раскачали рынок. Мы наблюдаем быстрое развитие не только маркетплейсов, но и сопутствующих сервисов, например, финтех-продуктов и логистики. И это только верхушка айсберга. Такие игроки, как Wildberries, дают мощный толчок развитию не только торговли, но и финтеха, складского хозяйства, логистики.
Однако есть и сложности. Например, с риском в электронной коммерции для новых игроков в контексте существующих законов все очень интересно. Государственные органы, регуляторы и наши ведомства, которые отвечают за какую-либо часть е-кома, в том числе налоговые и таможенные комитеты, очень активно поддерживают развитие именно электронной торговли, – они прекрасно понимают, что за этим будущее, и готовы развивать это направление. Радужные перспективы и у финтех-продуктов.
В плане рисков первое, что надо понимать, – рынок еще только зарождается, поэтому не всегда ожидания крупных игроков совпадают с реальностью.
Дело в том, что Узбекистан – безусловно большая страна, но еще есть территории, где покрытие интернетом достаточно слабое. Во-вторых, недостаточный пока уровень инфраструктуры. Узбекистан всегда был в центре Шелкового пути, поэтому считается, что это центр логистики Центральной Азии, но логистика – это не только дороги, это еще и складские объекты, а их не хватает. Особенно крупных – от 100 тысяч квадратных метров и больше – просто нет.
В этом плане Узбекистан ждет большое будущее. Развитие электронной коммерции окажет позитивное влияние и на эту сферу – уже через пять лет мы увидим развитую складскую инфраструктуру в стране. Надо понимать, что соседние страны – Казахстан и Кыргызстан – начинали стройки немного раньше, но уверен, что Узбекистан будет развивать эту сферу опережающими темпами.
В 2024 году все основные показатели развития рынка республики должны вырасти в два раза – и эти цифры видятся очень важным показателем.
P. S.
За годы работы в регионе Центральной Азии ПЛАС-Форумы показали себя наиболее эффективной площадкой для поиска новых клиентов и развития отношений с существующими. По отзывам самих участников, ПЛАС-Форумы — прекрасный инструмент поддержки и развития бизнеса, приобретения новых деловых контактов с участниками индустрии, а также выстраивания коммуникаций с регуляторами рынка.
Станьте и Вы частью этого масштабного события! Успейте зарегистрироваться на Международный ПЛАС-Форум «Digital Uzbekistan», который, как уже отмечалось, пройдет 12–13 июня 2024 года в столице Узбекистана. Регистрация доступна по ссылке.
До встречи на Форуме в Ташкенте!