19.03.2024, 15:19
Количество просмотров 830

Как ожидаемо увеличить ликвидность рынка цифровых прав

Свой ответ на этот отнюдь не риторический вопрос предлагает Алия Юсупова, советник по цифровому праву председателя правления Ингосстрах Банка, руководитель Комитета по правовым вопросам Ассоциации «Финансовые инновации» и ведущая колонки «Законодательство».
Как ожидаемо увеличить ликвидность рынка цифровых прав

Не раз отмечалось, что повышение ликвидности цифровых прав – один из основных шагов по поддержанию рынка цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав. Однако до настоящего времени серьезных перемен в правовом регулировании здесь не происходило.

Начало изменениям, судя по всему, положит свежий федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». А именно – предусмотренные этим Законом новые операции и ряд соответствующих приятных нововведений, очевидно улучшающих правила оборота ЦФА и УЦП в России. Причем некоторые из этих новшеств представляется возможным отнести и к пересмотру ранее обозначенных в этой сфере позиций регулятора.

Так, новый закон разрешает валютные операции между резидентами и нерезидентами по использованию цифровых прав в качестве средства платежа за передаваемые (выполняемые, оказываемые) товары (работы, услуги) в рамках исполнения заключенных между ними внешнеторговых договоров (контрактов). Причем к валютным операциям отнесены не только операции с цифровыми правами, являющимися валютными ценностями, но также в установленных случаях операции с цифровыми правами, которые к валютным ценностям не относятся.

Таким образом, и цифровые финансовые активы, и утилитарные цифровые права теперь в установленных законом случаях могут приниматься в качестве средства платежа по определенным внешнеторговым договорам.

И поскольку согласно Закону об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности такая торговля предусматривает наличие двух участников – российского лица и иностранного лица, возможно предположить, что и ЦФА, обеспечивающие встречное предоставление по внешнеторговому договору (контракту) на площадке оператора по выпуску ЦФА, могут выпускаться как российским лицом, так и иностранным. К тому же согласно статье 3 закона о ЦФА в решении о выпуске ЦФА должны содержаться сведения о соответствующем лице. При этом из установленных законом требований к эмитенту ограничения для иностранных лиц не следуют.

Примечательно, что первый обладатель ЦФА сможет продать их в той же информационной системе. Ведь оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе также обеспечить заключение последующих сделок с ними.

Заслуживает внимания и следующее обстоятельство. Законом прямо установлено, что цифровые финансовые активы могут включать денежные требования и в иностранной валюте, а также де-юре сформировано основание включать цифровые права в качестве встречного предоставления во внешнеторговые договоры (контракты).

Наряду с текущими изменениями новый закон предусматривает и кардинальные преобразования правового ландшафта в сфере цифровых прав.

В частности, разрешаются валютные операции между резидентами, связанные с приобретением и отчуждением цифровых прав, являющихся валютными ценностями, правда, при условии осуществления расчетов в валюте Российской Федерации.

Эти операции ожидаемо будут способствовать организации последующего обращения ЦФА, в том числе используемых в качестве встречного предоставления во внешнеторговых договорах.

Представляется, что урегулированные Законом операции по использованию цифровых прав в качестве средства платежа частично «разморозили» существующие законодательные ограничения на использование подобных платежных методов.

Однако, несмотря на то, что «глухой» запрет на эти операции снят, некоторые ограничения для них все-таки предусмотрены. В их числе – и условия технологического характера. К примеру, рассматриваемые операции могут совершаться только в информационных системах, в которых осуществляется выпуск ЦФА, а также в инвестиционных платформах операторов инвестиционных платформ, иным словами – только на российских специализированных площадках.

К числу таких ограничений возможно отнести и право Банка России на запрет отдельных видов валютных операций, связанных с приобретением и отчуждением цифровых прав, а также право определять условия совершения таких операций. Кроме того, в отношении операций, предусматривающих использование цифровых прав в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам (контрактам), введен и установленный антиотмывочным законодательством обязательный контроль.

Судя по всему, эти ограничения являются необходимым элементом, уравновешивающим недавно принятые законодательные изменения.

И тем не менее новый закон, без сомнений, позволит рынку цифровых прав пополниться новыми игроками, которые внесут свой вклад в поддержание его ликвидности. Ведь законодательная основа для этого так или иначе уже сформирована.

 

 

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ