Рынок капиталов в 2024 году – ЦФА и не только. Тренды и ожидания
В подготовке материала также принимали участие: юрист юридического бюро Sagrada Legal Дана Нигматзянова и кандидат юридических наук, эксперт в области правовой поддержки корпоративных клиентов Дарья Петрова.
Исследователи отмечают, что если до известных событий российские компании при размещении ценных бумаг во многом были ориентированы на внешний рынок, то в сегодняшних реалиях фокус меняется: на первый план выходит привлечение инвестиций внутри страны; при этом интерес к капиталу инвесторов из «дружественных» юрисдикций сохраняется.
Еще пару лет назад, пожалуй, трудно было предположить, что основными трендами развития российского рынка капитала будут «бум» отечественного IPO и активное развитие рынка цифровых финансовых активов (ЦФА). Однако, судя по всему, именно эти явления мы будем наблюдать на рынке капиталов в 2024 году.
«Классические» ценные бумаги
Акции. Еще в конце 2022 года Банк России заявил, что «в условиях ограничения внешнего финансирования на первый план выходят внутренние источники». Именно они должны стать катализатором роста российской экономики, принося доход инвесторам и одновременно развивая российский бизнес.
В результате уже в прошлом году был зафиксирован рост рынка акций в размере 44%. Можно с уверенностью утверждать, что тренд на проведение IPO будет востребован и в 2024 году, учитывая, что развитие небанковского финансирования бизнеса относится к одной из задач стратегического развития страны.
На конференции НАУФОР в середине мая прошлого года Председатель Банка России Эльвира Набиуллина сообщила, что Банк России обсуждает законодательную инициативу, предполагающую обязательное размещение на бирже части акций компаний, выкупаемых у нерезидентов, уходящих из России. Реализация данного законопроекта в 2024 году приведет к росту IPO на рынке капитала. Также на этой конференции председатель наблюдательного совета Мосбиржи Сергей Швецов заявил, что в 2024 году число сделок IPO будет двузначным. Речь может идти о 10–12 новых IPO, что является более высоким показателем в сравнении с 2023 годом.
Стоит также обозначить еще один тренд – размещение акций по закрытой подписке на инвестиционных платформах. В частности, Президентом РФ было поручено Правительству РФ совместно с Банком России и государственной корпорацией ВЭБ.РФ принять дополнительные меры, направленные на расширение возможностей размещения ценных бумаг быстрорастущих высокотехнологичных компаний не только на биржевом рынке, но и на инвестиционных платформах.
Мы полагаем, что механизм pre-IPO будет востребован также компаниями из иных секторов экономики.
Облигации. По данным Банка России, в 2023 году отечественный рынок корпоративных бондов достиг 23,9 трлн рублей, демонстрируя рекордный прирост за последние 10 лет (5 трлн). Только в декабре рынок вырос на 7%. Отмечается также перевыполнение планов размещения государственных облигаций – ОФЗ (113,7% от годового плана Минфина России).
Особым трендом 2023 года выступали финансовые инструменты, номинированные в юанях. Общая переориентация с «токсичных» валют на юань выражается в увеличении объема валютных торгов на Мосбирже в 100 раз за два года. Мы ожидаем сохранение указанной тенденции и увеличение объема «юаневых» инвестиций в российской экономике.
При этом существенное влияние на финансовый рынок оказывает ужесточение кредитно-денежной политики, проводимой Банком России в целях сдерживания инфляционных процессов и обеспечения роста экономики России в современных условиях. Повышение ключевой ставки спровоцировало снижение доли физических лиц: только в декабре отмечается снижение количество сделок с физическими лицами на 72%. Дальнейшее развитие рынка в 2024 году будет во многом зависеть от решений Банка России. По прогнозам некоторых экспертов, снижение ставки стоит ожидать во второй половине 2024 года.
ИИС-3. С 01.01.2024 в России появился новый тип индивидуального инвестиционного счета третьего типа – ИИС-3, который призван заменить существовавшие ранее ИИС-1 и ИИС-2.
ИИС – счет внутреннего учета, который открывается и ведется брокером или управляющим и который предназначен для обособленного учета денежных средств, драгоценных металлов, ценных бумаг клиента-физлица.
Важно упомянуть новые форматы налоговых вычетов на ИИС-3: вычет на расходы по пенсионным взносам (до 400 тыс. рублей в год) и вычет на доходы, полученные в результате инвестирования средств на счете (до 30 млн рублей). Пользователь сможет применить указанные льготы одновременно, что сделает инструмент, безусловно, привлекательным для инвесторов. ИИС-3 будет способствовать финансированию деятельности компаний в долгосрочной (на период действия ИИС-3) перспективе.
ИИС-3 будет открываться минимально на 5 лет с постепенным увеличением его срока до 10 лет. Как следствие, периоды инвестирования в рамках ИИС будут увеличиваться. На ИИС можно будет «завести» далеко не все ценные бумаги, так как в отношении иностранных активов установлены ограничения.
Помимо этого, Президент России поручил Правительству РФ и Банку России до 1 марта 2024 года разработать механизм страхования средств граждан, который, по аналогии со страхованием банковских вкладом, обеспечивается установлением максимальной суммы страхового возмещения в размере 1,4 млн рублей. При этом, по словам главы Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, гарантировать возврат средств будет не Агентство по страхованию вкладов, а, возможно, фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, который был создан государством в 1995 году.
Также появляется важная для инвестора преференция: без потерь деньги с ИИС-3 можно вывести не только по истечении срока действия счета, как это предусмотрено в настоящее время, но и в случае форс-мажора – например, при необходимости оплаты дорогостоящего лечения (перечень случаев утверждается Правительством РФ).
Активизация рынка неипотечной секьюритизации. Оживление рынка секьюритизации в 2024 году может быть связано с новым законопроектом (Проект Федерального закона N 532749-8 "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»), который предполагает удержание риска организации, являющейся инициатором сделки, в объеме не более 20%, но не менее 5% (с соблюдением условий, устанавливаемых Банком России). Выпуск подобных финансовых инструментов может стать привлекательнее для участников рынка ввиду смягчения государственного регулирования.
Однако это не единственное направление регулирования, которое нуждается в совершенствовании для полноценной «перезагрузки» рынка неипотечной секьюритизации. Так, в совместном докладе СРО «Национальная финансовая организация» и Ассоциации банков России приводятся такие меры, как появление нового способа принятия рисков оригинатором – покупка доли облигации с залоговым обеспечением в форме прав требования по портфелю секьюритизируемых активов во всех траншах выпуска облигаций с залоговым обеспечением (т.н. «вертикальный срез»); упрощение процедуры создания и обслуживания СФО; развитие вторичного рынка облигаций СФО путем их включения в Ломбардный список и допуск к операциям РЕПО с Банком России и др.
Дальнейшее развитие рынков цифровых прав
Цифровые права — это цифровая оболочка, в которую потенциально можно «завернуть» практически любой актив, начиная от дебиторской задолженности и заканчивая золотыми слитками и бриллиантами. Благодаря особенностям регулирования, сделки с цифровыми правами требуют подключения минимального количества посредников, что способно привести к экономии денег и времени эмитентов и инвесторов.
ЦФА как разновидность цифровых прав в российском законодательстве существуют уже три года (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 01.01.2021), и можно с уверенностью утверждать, что рынок был запущен. По данным Банка России в период с января по ноябрь 2023 года к размещению были допущены 208 выпусков ЦФА, на конец прошлого года этот показатель был еще выше, хотя точные данные пока и не опубликованы. При этом в 2022 году показатель были кратно меньшим: всего 19 выпусков.
Очевидно, что в 2024 году этот рост продолжится. Эксперты прогнозируют четырехкратных рост объемов рынка и увеличение количества операторов по выпуску ЦФА. В тоже время, актуальным остается вопрос формирования круга инвесторов, заинтересованных в новом инструменте. Недостаточная ликвидность увеличивает риск недоразмещения, что уменьшает привлекательность рынка. Ситуация в настоящее время усугубляется невозможностью институциональным инвесторами включать в свои портфели цифровые права.
Также следует отметить, что в настоящее время в формат ЦФА «упаковываются» только денежные требования, что делает их отчасти похожими на облигации. При этом уже сейчас закон допускает возможность выпустить в виде ЦФА акции непубличного акционерного общества, права требования передачи акций или облигаций и даже
возможность осуществления прав по ним, что может сделать инструмент гибким, не похожим на все другие инструменты на рынке и привлекательным для инвестиций. Тем не менее, необходима практика запуска этих инструментов, а в случае с акциями в виде ЦФА – также и совершенствование законодательства.
Кроме того, не стоит забывать о том, что ЦФА – это не единственная форма цифровых прав. Уже сейчас законодатель допускает выпуск утилитарных цифровых прав (УЦП), которые представляют собой цифровую оболочку для прав требования передачи вещей, выполнения работ/оказания услуг или исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Особый интерес для участников рынка представляют «гибридные» цифровые права, которые сочетают в себе свойства ЦФА и УЦП.
Использование цифровых прав для международных расчетов
Уже давно очень ожидаемой является возможность использования цифровых прав, в частности ЦФА, в рамках внешнеторговых расчетов с «дружественными» странами. В силу этого постоянно обсуждаются вопросы как законодательного регулирования соответствующих процессов, так и подготовки необходимой инфраструктуры. И в отношении создания нормативной базы сегодня можно с уверенностью сказать, что российский законодатель предпринимает активные шаги в направлении легализации международных расчетов цифровыми правами.
Так, 27 февраля 2024 года Госдума сразу в двух чтениях приняла законопроект, который как раз санкционирует использование ЦФА, УЦП и «гибридных» цифровых прав в расчетах по внешнеэкономическим контрактам(№ 1080911-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части развития системы совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы)).
Это означает, что цифровые права, скорее всего, будут признаны валютными ценностями, которые можно будет использовать как средства расчетов по внешнеторговым контрактам. Такие сделки смогут совершаться в информационных системах по выпуску ЦФА, а также на инвестиционных платформах. Таким образом, чтобы получать платежи цифровыми правами, нерезидентам пока придется регистрироваться на российских площадках. Следующим шагом, вероятно, будет выход российских площадок за рубеж и (или) организация обмена цифровых прав, выпущенных на иностранных площадках, с российскими цифровыми правами.
Регулирование в области международных расчетов цифровыми правами способно обеспечить движение капиталов между странами, которое в настоящее время существенно ограничено санкциями.
Нельзя здесь не упомянуть и Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», который уже сейчас позволяет подзаконным нормативным актом установить специфическое правовое регулирование, которое будет действовать в отношении определенного лица и/или территории. При этом в Государственную Думу РФ к этому закону внесен законопроект-«спутник» (№ 341257-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (в части разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке), который, в случае его принятия, позволит, например, санкционировать расчеты криптовалютой. Это еще одно важное направление регулирования по тематике международных расчетов.