Утилитарные цифровые права – реалии нового времени
«Утилитарные цифровые права» – этот термин был введен Федеральным законом от 02.08.2019 №259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об инвестиционных платформах), который вступил в силу в 2020 году. Этот закон также называют «законом о краудфандинге».
В целом УЦП – это разновидность цифровых прав. На данный момент законодательство выделяет несколько видов цифровых прав: помимо УЦП, это цифровые финансовые активы и цифровые права, включающие одновременно цифровые финансовые активы и УЦП.
Начнем с того, что применительно к праву требования передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или правам использования объектов интеллектуальной собственности законодательство говорит только об УЦП или «гибридах»; ЦФА в чистом виде в данном случае неприменимы.
Далее, в отношении УЦП имеются следующие ограничения, наложенные законодателем. В силу ст. 8 Закона об инвестиционных платформах УЦП не могут удостоверять право требовать имущество, которое (или сделки с которым) подлежат государственной регистрации (нотариальному удостоверению).
УЦП могут быть удостоверены почти любые исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Однако есть исключения. С учетом того, что все объекты промышленной собственности, к которым относятся основные нематериальные активы компаний (товарные знаки, изобретения, полезные модели и промышленные образцы), подлежат государственной регистрации, – они не могут быть «упакованы» в УЦП.
Если же мы говорим об объектах авторского права, то в целом их можно включить в состав УЦП. В то же время, и в данном отношении имеются исключения. Многие ИТ-компании, для того чтобы не допустить споры относительно принадлежности исключительных прав или для участия в тендерах, зачастую регистрируют ПО в Роспатенте. Несмотря на то, что такая регистрация носит уведомительный порядок, Роспатентом выдается свидетельство о государственной регистрации ПО, при этом право использования зарегистрированного ПО в свою очередь регистрации не подлежит.
Таким образом, УЦП включающее право требования передачи исключительных прав в полном объеме (отчуждения) на зарегистрированное в Роспатенте ПО, на мой взгляд, недопустимо. Однако если УЦП включает право требования предоставления права на использование такого ПО (лицензионные, сублицензионные соглашения), которое в свою очередь не подлежит регистрации, такое УЦП может быть выпущено в соответствии с Законом об инвестиционных платформах.