Перспективы биткоин-ETF в России. Ждем еще десять лет?
«Мы оцениваем, что это приведет к значительной институализации данного инструмента в США, поскольку приобрести биткоин можно будет через приобретение ценной бумаги ETF (Exchange traded fund) или пая на биткоин на свой брокерский счет, без необходимости разбираться в специфике блокчейна, открывать кошелек, хранить сид-фазу и прочее. В связи с чем многие эксперты ожидают взрывного роста стоимости биткоина за счет приход на рынок институциональных инвесторов.
Говоря о США, где появление ETF ожидается впервые, не следует забывать, что ETF на биткоин уже доступны в Канаде и в ряде стран Латинской Америки, но этот рынок пока не слишком велик. Именно поэтому уже десятилетие участники мировой криптоиндустрии ждали, когда SEC разрешит подобные институты в США.
Вопрос разрешения подобного инструмента в России довольно комплексный, т. к. регулирование криптовалюты в нашей стране делегировано целому ряду различных ведомств: Банк России, Минфин, ФНС, Минэнерго, Росфинмониторинг и пр. У каждого есть свой интерес и свои пожелания при регулировании цифровой валюты.
При этом между регуляторами и Госдумой уже более года идет активное обсуждение законопроекта, который позволил бы легализовать если не полностью свободное обращение криптовалюты, то хотя бы часть возможных сделок с ней. Так, в июне 2023 года представители Госдумы заявляли, что рассчитывают принять закон о майнинге уже в 2024 году.
Вопрос действительно актуален – по подсчетам Минфина, прибыль майнеров в РФ сейчас составляет примерно 100 млрд рублей в год, при этом сегодня они работают фактически «в серую», что мешает эффективному налогообложению.
Очевидно, что для принятия соответствующего законопроекта необходимо его одобрение со стороны ЦБ. Но для Банка России здесь встает вопрос монополии рубля как средства платежа в РФ: у ЦБ могут быть основания опасаться, что разрешение использование иные средства платежа, чем традиционный и цифровой рубль, может препятствовать реализации монетарной политики регулятора. При этом из публичного информационного пространства видно, что ЦБ активно заинтересован ситуацией с цифровой валютой. Так, в конце 2023 года сообщалось, что Банк России планирует исследовать сегмент трансграничных переводов россиян, связанных с криптоактивами.
Помимо этого, конечно, существуют и иные регулирующие органы, например, Росфинмониторинг, который заинтересован в возможности проверять соответствие законодательства при совершении сделок с цифровой валютой.
Не исключаем, что одобрение подобного инструмента может ускорить в РФ регулирование криптовалюты, но в любом случае это надо сделать продуманно, учитывая самые разные моменты, в том числе:
· можно ли будет использовать криптовалюту как средство платежа внутри страны или только с иностранными контрагентами,
· как будет происходить налогообложение,
· как будет происходить финансовый мониторинг,
· будет ли одна или несколько платформ по обращению криптовалюты,
· какая модель хранения криптовалюты будет допустима.
При этом стоит понимать, что большая часть операций с криптовалютой сейчас осуществляется россиянами в серой зоне и что принятие качественного закона может повысить защиту их интересов при совершении таких сделок.
Что это значит для России и изменится ли что-то в статусе криптовалюты?
Сегодня цифровые инструменты (за исключением отдельно стоящего цифрового рубля) в России регулируются ст. 141.1 ГК РФ, Законом о Краудфантинге, Законом о ЦФА и цифровой валюте.
Согласно текущему регулированию, цифровые инструменты делятся на:
· цифровые права, которые имеют эмитенты, т. е. лица, их выпустившее, и удостоверяют конкретное требование инвестора к эмитент (а также в свою очередь делятся на УЦП (utility tokens) и ЦФА (security tokens),
· и на цифровую валюту, которые не имеют эмитента, которая может быть принята в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей. Именно к категории цифровой валюты подпадает биткоин.
При этом для выпуска и обращения в России имеется необходимое регулирование лишь для цифровых прав, то есть для УЦП и ЦФА, т. к. с ЦФА здесь работает уже более 10 платформ, а объемы измеряются десятками миллиардов рублей.
В соответствии со ст. 14 Закона о ЦФА и цифровой валюте «организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами». Но такие законы пока не приняты, поэтому российские компании не могут оказывать услуги по обращению и выпуску цифровых валют.
При этом действующая регуляторика (Указание ЦБ № 4129-У) запрещает приобретать в состав ПИФ (ближайший аналог ETF) цифровые валюты, а ЦБ в своем письме от 19 июля 2021 года № ИН-06-59/52 официально рекомендует биржам отказывать к допуску к торгам ценных бумаг и ПФИ, права и/или выплаты по которым зависят от курсов криптовалют, а профучастникам воздержаться от предложения неквалифицированным инвесторам ценных бумаг и ПФИ, права и/или выплаты по которым зависят от курсов криптовалют. В октябре 2021 года Банк России публично заявил, что не допустит в Россию ETF, привязанные к стоимости криптовалюты (биткоин).
Будем следить за дальнейшим развитием событий!
Алевтина Камелькова – основатель и управляющий партнер Findustrial Consulting Group Специализируется на регуляторном и юридическом сопровождении инфраструктурных и трансграничных проектов в области финтеха и IT, связанных со структурированием и выпуском различных цифровых финансовых инструментов, созданием и обеспечением деятельности инфраструктуры для их выпуска и обращения. Является членом Экспертного совета при Координационном совете по вопросам цифровизации Российского союза промышленников и предпринимателей и возглавляет рабочую группу по ЦФА в Экспертном совете по цифровой трансформации при Комитете по финансовому рынку ГД РФ.