
Суперприложения и социальная коммерция – новый способ ведения бизнеса в мире. Результаты исследования Accenture

Развитие платежных привычек – суперприложения и социальная коммерция
После кризиса, вызванного пандемией COVID-19, темпы изменений поведения и ожиданий потребителей ускорились. Геополитические сдвиги, ускорение цифровизации и значительные экономические потрясения меняют то, как люди платят и как перемещают свои деньги. В то же время удобство, предлагаемое социальными платформами и платформами электронной коммерции, устанавливает новые стандарты для потребительских платежей.
Глобальное исследование рынка потребительских платежей, проведенное Accenture в 2022 году с участием 16 тыс. клиентов в 13 странах Азии, Европы, Латинской Америки и Северной Америки, показало, что больше половины всех потребителей используют такие методы цифровых платежей, как цифровые кошельки, многие из которых вытесняют банковские бренды из сферы клиентского опыта. Традиционные способы оплаты по-прежнему доминируют на большинстве рынков, но доля альтернативных методов следующего поколения быстро растет.
Поскольку потребители стремятся к более простому и быстрому осуществлению операций электронной коммерции и хотят иметь возможность платить где угодно и в любое время, мы видим, как ТСП и маркетплейсы используют технологию headless commerce (раздельная работа интерфейса и серверной части онлайн-магазина), чтобы обеспечить сквозной и омниканальный процесс покупок в интернете, на мобильных устройствах и в социальных сетях. Между тем мы наблюдаем появление суперприложений от традиционных игроков рынка финансовых услуг и провайдеров платежных сервисов нового поколения.
Что такое headless commerce?
Это термин, используемый для описания модели, в рамках которой электронной коммерции может быть отделен от внутреннего процессинга (бэк-энд). Это достигается за счет использования таких технологий, как API-интерфейсы, для реализации решений, включая платежные, которые не связаны напрямую с устаревшими серверными системами и, следовательно, могут разрабатываться независимо от этих систем. Распространенные случаи использования технологии headless commerce включают в себя:
• Омниканальный вариант платежей, когда потребители могут, например, начать покупку онлайн и беспрепятственно завершить процесс в физическом магазине;
• Нетрадиционные партнерские модели, при которых потребители могут приобретать товары непосредственно с веб-сайта партнера торговой организации, оставаясь при этом на исходном веб-сайте ТСП, чтобы затем продолжить основной процесс онлайн-покупок.
Технологии, которые улучшают процесс оформления и оплаты заказа, напрямую решают проблему того, сколько денег потребители потратят в торговом предприятии. Громоздкие процедуры оформления заказа способствуют высокому уровню отказов от корзин при онлайн-покупках. По данным исследования Baymard Institute, около 70% корзин онлайн-покупок «брошены», что напрямую влияет на доходы от продаж.
Что такое суперприложение?
Суперприложение — это мобильное или веб-приложение, которое может предоставлять несколько услуг, включая обработку платежей и финансовых транзакций. Это автономная торгово-коммуникационная платформа, которая охватывает многие аспекты личной и коммерческой жизни, включая такие виды деятельности, как путешествия, развлечения, обновления информации о дорожном трафике, персональные услуги, например, врачей, и многое другое.
Сегодня существует лишь несколько настоящих суперприложений – таких как Line в Японии – большинство из них в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но наше исследование показывает, что время суперприложений может наконец наступить и на других рынках.
Два примера крупных суперприложений на азиатском рынке – индийские Paytm и PhonePe, предлагающие не только способы оплаты и финансовые продукты (страхование, торговля акциями), но также покупку билетов на поезд и заказ билетов в кино. У Paytm уже 300 млн пользователей в Индии, и приложение ставит целью обеспечить охват финансовыми услугами 0,5 млрд потребителей в стране, где 13% взрослого населения не имеют доступа к банковским сервисам.
Наше исследование показало, что растет сегмент потребителей, готовых использовать приложения, которые обеспечивают полную прозрачность платежей, а также предлагают разнообразные финансовые продукты, такие как накопление сбережений, кешбэк, вознаграждения, инвестиции и управление активами.
Хотя общее желание состоит в том, чтобы способы оплаты были простыми, быстрыми, удобными, безопасными и понятными, далеко не все потребители стремятся к одному и тому же варианту. Наше исследование также показало, что 56% пользователей хотят иметь единое приложение для всех платежей, а 60% — одно приложение, которое отслеживает платежи от нескольких поставщиков платежных услуг, обеспечивая им большую прозрачность и контроль.
Другие заинтересованы в приложениях, которые объединяют в одном месте возможности для совершения финансовых операций и возможности для удовлетворения потребностей, свойственных определенному образу жизни. С точки зрения потребителя наиболее важным свойством суперприложения является простота совершения транзакций, за которой следуют контроль и удобство. Многие потребители ценят прозрачность процесса своих покупок и возможность объединить покупки и программы вознаграждений в одном приложении. Как показано в таб. 1, движущие факторы внедрения суперприложений в различных сегментах клиентов и рынках будут варьироваться.
Какие атрибуты суперприложения с наибольшей вероятностью убедили бы вас использовать его?
· Простота осуществления транзакций
· Возможность контроля/Удобство
· Функционал для образа жизни
· Прочее
Источник: 2022 Accenture Global Consumer Payments Survey
Наше исследование показало, что у банков есть хорошие возможности для того, чтобы извлечь выгоду из доверия потребителей и предложить суперприложения. 43% респондентов заявили, что верят в безопасность приложения своего банка и с удовольствием будут использовать его для решения как можно большего количества повседневных задач.
Примером суперприложения, принадлежащего банку, является Avo от Nedbank в Южной Африке. Это приложение, которое объединяет товары и услуги различных поставщиков. Приложение стартовало как платформа для покупки продуктов, заказа еды или доступа к таким сервисам, как, например, услуги сантехника. С тех пор оно доросло до таких предложений, как Avo Auto — комплексный виртуальный автомобильный торговый центр. С момента запуска в 2020 году Avo выросло до 1,5 млн пользователей и 21 тыс. торговых предприятий.
Между тем мы видим, как такие разные игроки, как PayPal, Revolut и даже X (бывший Twitter), движутся в направлении превращения в суперприложения. Поскольку поведение клиентов меняется быстрыми темпами и так же быстро появляются новые конкуренты, чтобы удовлетворять любые возникающие потребности, которые не готовы удовлетворить банки, еще неизвестно, смогут ли последние идти в ногу с нуждами потребителей в той степени, которая необходима, чтобы в конечном итоге выиграть гонку суперприложений.