Доля займов в МФО на праздники и подарки выросла вдвое
Это максимальное значение за последние три года. Такие выводы содержатся в исследовании финансовой онлайн-платформы Webbankir на основе более чем 1 млн займов, выданных по всей России с 1 января по 30 сентября 2023 года, а также в аналогичные периоды 2021 и 2022 годов.
Также увеличилась доля займов на отдых и путешествия: если за первые девять месяцев 2022 года на них приходилось 3,3% от общего количества выдач, то за девять месяцев текущего года – 4,3%.
Положительную динамику продемонстрировали в том числе займы на лечение и образование: с 6,3% до 6,8% и с 2,3% до 3% соответственно.
Среди целей займов, которые, напротив, снизились по итогам трех кварталов, можно отметить займы на крупные покупки (бытовую технику, электронику, одежду, мебель и т. д.). Их доля в январе–сентябре 2023 года уменьшилась до 11,4%. Для сравнения в аналогичный период прошлого года она была 17,2%, а еще годом ранее – 16,8%.
Неожиданную популярность займов на праздники и туризм аналитики Webbankir связывают с феноменом потребительского эскапизма. Люди готовы повременить с крупными покупками и ремонтом, зато охотно вкладываются в то, что принято называть экономикой впечатлений, чтобы абстрагироваться от текущей ситуации. Для многих это способ лучше адаптироваться к окружающей реальности. При этом наиболее разумной тратой, по мнению экспертов, являются инвестиции в образование, которые позволяют реально улучшить свое положение в будущем.
Цели займов (январь–сентябрь 2023 года)
Повседневные бытовые нужды — 24,9%
Непредвиденные, срочные расходы — 16,3%
Ремонт дома или квартиры — 15,3%
Крупные покупки — 11,4%
Подарки — 7,4%
Лечение — 6,8%
Ремонт автомобиля — 6,2%
Путешествия и отдых — 4,3%
Погашение долгов — 3,2%
Образование — 3%
Иное – 1,2%