Импортозамещение в области акселераторов для финтех-стартапов
Как известно, в сегментах информационной безопасности и криптографии банки по понятным причинам всегда придерживались отечественного ПО. В свою очередь, базы данных, CRM, а также сервисы для офисной работы они использовали иностранные. Сегодня наблюдается выпадение основных каналов цифрового привлечения клиентов, о чем говорят отчеты по доходам с рекламы за 2022 и 2023 годы. Однако, несмотря на это, клиентская потребность остается неизменной. Поэтому инноваторы в банках разрабатывают и/или ищут эффективные системы работы с трафиком во всех доступных каналах и ПО, которое имело бы потенциал роста до такого уровня, который позволил бы считать их реальной заменой импорту.
Создалась отдельная ниша для компаний, которые предлагают альтернативные способы работы, такие как партнерские каналы или модель работы на основе CPA (Cost Per Action). Их основная задача – помочь компаниям с импортозамещением и переходом на альтернативные каналы обслуживания, поскольку старые каналы могут оказаться недоступны.
Возврат к in-house разработке
Внутренняя разработка может быть более гибким вариантом, поскольку она позволяет быстро реагировать на изменения требований и обеспечивать многократные версии и обновления продуктов, что может быть трудно сделать в случае использования готовых решений.
Также стоит отметить, что при оценке необходимости in-house разработки важно учитывать и перспективы долгосрочной экономии на уникальном продукте.
Кроме того, возможен прирост компетенций в связи с техническими особенностями разработки продукта. Компании зачастую предпочитают применять готовые продукты и решения от вендоров, включая драйверы и операционные системы, чтобы ускорить выход своего собственного продукта на рынок. Важным аспектом является оценка того, нужен ли клиентам конкретный сервис или может ли он ускорить процессы внутри компании.
Чем меньше затрат, тем гибче возможность установить цену на продукт, что напрямую влияет на спрос. Высокая эффективность процессов означает также высокий индекс потребительской лояльности (NPS, Net Promoter Score). Однако, когда речь идет о core-системе, необходимо тесное сотрудничество между вендором и командой внутри компании, отвечающей за адаптацию, интеграцию, сопровождение и создание кастомной функциональности при необходимости. В настоящее время банки способны гибко реагировать на партнерские формы взаимодействия, но отсутствует механизм, позволяющий им выражать свои потребности и условия для партнеров.
Новые возможности для финтехов
Когда в 2015 году акселератор Visa был запущен, для проектов в сфере финтех это означало, что они могли легко масштабироваться. Visa предоставляла стартапам доступ к экспертам по финансовой технологии, инвесторам и возможностям партнерства с финансовыми учреждениями. Сейчас мы лишились таких масштабных инициатив для развития российских финтех-проектов, которые создают одни из лучше финансовых сервисов в мире.
Поэтому Ассоциация российских банков (АРБ) и Банк Уралсиб хотят показать стартап-сообществу ценность Первого общероссийского межбанковского акселератора (запущенного в августе 2023 года), который позволит привлечь десятки сервисов, ориентированных на потребности банков. Проекты, принимающие участие в акселераторе, могут предложить свой уникальный продукт и установить контакт с банками. В результате финтех-стартапы могут расширять свою клиентскую базу и предлагать свои услуги широкой аудитории.