У Госдумы появились претензии к закону о самозапрете на кредиты
Среди претензий депутатов, в частности, значатся:
излишняя детализация видов кредитов, кредитных договоров и способов получения кредитов (это может запутать гражданина, в результате чего он рискует неправильно оформить самозапрет);
отсутствие описания действия кредитной организации в случае, если она на запрос в одно квалифицированное бюро кредитных историй (КБКИ) получила сведения о наличии самозапрета, а от другого — о его отсутствии;
ограничение на подачу заявления на самозапрет только через портал госуслуг.
Председатель национального совета финансового рынка Андрей Емелин обращает внимание, что предлагаемая законопроектом чрезмерная детализация условий запрета потребует от граждан высокого уровня личной финансовой грамотности и внимательности при выборе опций для установления запрета и неизбежно приведет к возникновению многочисленных ошибок со стороны клиентов и последующих споров. Кроме того, по его словам, многочисленность возможных вариантов запрета создаст риски возникновения операционных ошибок и со стороны самих кредитных организаций.
Емелин полагает, что такая дифференциация условий запрета потребует от кредиторов и операторов госинформсистем большого объема операционных и финансовых ресурсов. Зампредседателя экспертного совета ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг Эльман Мехтиев обращает внимание, что даже сами кредитные организации одинаковые типы кредитных продуктов в маркетинговых целях называют по-разному.
Правозащитники также отмечают, что в законопроекте излишне детально описан и вид электронной подписи. «Здесь имеется в виду «Госключ», который есть у очень малого количества граждан, и оформлять его только для этого заявления довольно странно»,— говорит руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
По материалам издания «Коммерсант»