Инкассаторам нужен пакет услуг — мнение экспертов
13 сентября 2023 года в рамках Международного ПЛАС-Форума «Платежный бизнес и денежное обращение» состоялся круглый стол «Инкассаторский бизнес. Вчера. Сегодня. Завтра».
Представители крупнейших инкассаторских компаний, банков и ритейла обсудили самые различные аспекты инкассаторского бизнеса — прошлое, настоящее и будущее отрасли. Одним из центральных вопросов стала необходимость повышения тарифов на инкассацию.
Модератор дискуссии, председатель Комитета по НДО, Ассоциации корпоративных казначеев (АКК) Сергей Барсуков отметил, что «тотально оздоровить рынок инкассации помогут, в первую очередь, инфраструктурные изменения: смена парадигмы работающих активов компании с бронеавтомобилей и персонала на высокотехнологичные устройства и централизованный сервис в формате платформенного решения. Сегодня рынку необходимо своего рода «единое окно», единое информационное пространство для клиента, банка и инкассатора».
Заместитель директора департамента наличного денежного обращения Банка России Владимир Демиденко подчеркнул важность поддержки инноваций в этой сфере. По его словам, «главное для регулятора — непрерывность НДО, и инкассация является одной из важнейших составляющих этих процессов. По этой причине Банк России оперативно реагирует на появление любых инновационных технологий, способных повысить эффективность бизнес-процессов».
По словам Алексея Кабанова, коммерческого директора компании «РОСИНКАС», в последние годы клиенты выбирали лучшие ценовые предложения на рынке инкассации. Некоторые компании пошли на снижение тарифов ниже уровня рентабельности, чтобы получить заказ. В итоге многие игроки покинули этот рынок. Сегодня постепенный рост тарифов возвращает инкассаторскому бизнесу финансовую устойчивость. Алексей Кабанов предложил коллегам перейти на пакеты услуг с ежемесячной абонентской платой и «минимальным набором заездов, точек обслуживания, банкоматов».
По мнению Андрея Королева, исполнительного вице-президента Газпромбанка, в прошлом отрасли инкассации были свойственны серьезные стратегические ошибки. Финансовые показатели часто отходили на второй план в погоне за объемами. Завтра, считает эксперт, инкассаторский бизнес ждут существенные инфраструктурные изменения. Они приведут к появлению разумных маржинальных тарифов и технологичных сервисов.
Алексей Козлов, исполнительный директор центра управления налично-денежным обращением Сбербанка, убежден, что конкуренция за клиентов в последние годы привела к стремлению получить заказчиков любой ценой, не считаясь с финансовой составляющей. Сегодня, считает эксперт, инкассаторам «придется пройти этап перебалансировки», «заплатив своего рода налог» на прошлые ошибки стратегии.
Генеральный директор компании «Велес-Экспресс» Михаил Белоусов отметил, что высокая криминогенная обстановка серьезно осложняла ведение бизнеса инкассации. Однако за последнее десятилетие ситуация изменилась в лучшую сторону. Число игроков сократилось, но они стали технологичнее. При должной поддержке со стороны регулятора ситуация может только улучшаться, считает эксперт. Вместе с тем участникам рынка необходимо контролировать рост тарифов, чтобы не допустить распространения «серых схем».
Первый заместитель начальника Главного центра специальной связи Максим Манченко констатирует, что в последние годы на рынке инкассации наблюдалась высокая турбулентность, обусловленная демпинговой политикой ряда игроков. Однако сейчас ситуация начинает выправляться.
Бизнес-лидер направления «Сбор выручки» блока МСБ банка «Открытие» Сергей Конычев считает, что рост тарифов — это лишь один из инструментов, но не системное решение проблем рынка инкассации.
По словам управляющего директора центра цифровых решений для корпоративного бизнеса Росбанка Юлии Новиковой, компании стали подходить к получению услуг инкассации с большей разумностью, соизмеряя объемы оборотов и затраты на инкассацию.
Старший казначей компании «Ашан» Дарья Соломина отмечает, что за последние пять лет тарифы на инкассацию были крайне низкими. Однако сейчас они приблизились к затратам на установку и обслуживание автоматизированных депозитных машин (АДМ), что может определить тренды развития отрасли в будущем.
Участники дискуссии пришли к выводу, что одного лишь повышения тарифов недостаточно, и сошлись во мнении, что необходимо выйти с инициативой о введении пакета услуг на инкассацию в Центральный Банк России. По их оценкам, это стабилизирует ситуацию в отрасли и сделает рынок более прозрачным.
Таким образом, круглый стол «Инкассаторский бизнес» завершился конструктивным предложением, которое, в случае реализации, может положительно повлиять на дальнейшее развитие этого сегмента финансового рынка.