Решения по приему платежей в социальных сетях. Выбираем оптимальные
Социальными сетями и мессенджерами сегодня пользуются практически все — от школьников до пенсионеров. Такая популярность онлайн-сервисов выгодна предпринимателям: предлагать товары и услуги стало удобнее, проще и дешевле. Кроме того, с помощью соцсетей и мессенджеров теперь есть возможность не только продвигать свою продукцию, но и принимать оплату от покупателей.
Это действительно важно, ведь, согласно статистике, более 68 млн пользователей России совершают покупки через соцсети. Также подобное решение позволяет в разы увеличить клиентскую базу и, соответственно, прибыль.
Международный опыт
Одной из первых наиболее примечательных соцсетей, внедривших свою платежную систему в сервис, стал китайский WeChat. Этот мессенджер запустился еще в 2011 году и буквально за несколько лет заслужил огромную популярность среди пользователей азиатских стран. Сначала WeChat был обычной бесплатной соцсетью, где удобно общаться с друзьями и близкими с помощью текстовых, аудио и видео сообщений.
Затем в систему мессенджера разработчики добавили опцию WeChat Payment. Это цифровой кошелек, который встроен в аккаунт каждого пользователя. С его помощью можно оплачивать товары и услуги онлайн, а также выполнять переводы между контактами. Возможности WeChat Payment позволяют привязывать к кошельку банковские карты и снимать с него наличные. Начиная с 2016 года, за последнюю операцию стала взиматься комиссия 0,1% за сумму, превышающую установленный лимит — примерно 10 тыс. рублей.
Начало 2018 года стало грандиозным событием для китайских бизнесменов — в WeChat Payment появилась система API. Она позволяет каждому предпринимателю создавать и подключать свои мини-программы, через которые запускается реклама товаров и услуг исходя из предпочтений пользователя, а также проходят платежи.
Буквально через несколько месяцев после запуска системы к ней уже были подключены 95% бизнесменов, занимающихся электронной торговлей.
Если судить о сегодняшних масштабах системы WeChat Pay, в Китае она используется повсеместно: в магазинах, на рынках, маркетплейсах, такси и любых других общественных местах. Прием платежей через POS-терминалы, а, тем более наличные, осуществляется лишь в глубинке. Систему также можно встретить во многих крупных торговых сетях стран Европы и США.
Популярность системы объясняется тем, что она поддерживается правительством Китая и безопасность всех транзакций гарантирована. Как показывает статистика, около 740 млрд долларов в год приносит электронная коммерция КНР, что является лидирующими показателями на мировом рынке. И более третьей части из этой сумму осуществляется с помощью WeChat Pay.
В России WeChat Pay появилась в 2018 году, и первыми ее пользователем стал бренд «Русский Янтарь». Параллельно в стране некоторые ритейлеры стали использовать в работе систему Alipay — основного конкурента WeChat Pay. На сегодняшний день оба китайских платежных гиганта доступны только в Банке Русский Стандарт.
Facebook*
Тренд на фирменные платежные системы распространился и на крупнейшую соцсеть Facebook. Сервис для оплаты Facebook Pay был презентован и внедрен в 2019 году. Первыми протестировали его пользователи из США, сегодня система доступна и во многих других странах. Она поддерживает большинство дебетовых и кредитных карт, а также PayPal. С помощью Facebook Pay пользователи могут совершать покупки, делать пожертвования и переводить деньги друзьям и близким. Причем систем доступна также и на других мессенджерах: Instagram, Messenger, Whatsapp. Однако пользователи из России воспользоваться ей не смогут по понятным причинам.
*Принадлежит Meta, запрещенной в России организации
TikTok
В начале 2021 года о запуске собственной платежной платформы заявила и китайская компания ByteDance, которой принадлежит популярная соцсеть TikTok. Система получила название Douyin Pay. Сервис стал мощным конкурентом платежных гигантов Alipay и WeChat Pay, которые ранее существовали на рынке электронной торговли в Китае. Сегодня с помощью Douyin Pay миллионы китайских пользователей совершают покупки и переводят деньги друг другу.
Способы оплаты в российских соцсетях
ВКонтакте
Это популярная онлайн-платформа, включающая в себя массу возможностей для пользователей. За последние годы ее функционал расширился: теперь в ВК можно не только общаться, снимать клипы и сториз, слушать музыку, но запустить собственный аналог интернет-магазина с полноценным интерфейсом. Это дает предпринимателям массу преимуществ. Во-первых, отсутствует необходимость создавать фирменный сайт. Прямо на странице бизнес-аккаунта пользователи смогут загрузить карточки товаров с фото и ценами, настроить доставку, добавить корзину, подключить рассылку.
Во-вторых, для приема платежей от клиентов в ВК предусмотрена система VK Pay. Транзакции совершаются прямо через сообщество соцсети, переходить на сторонние сервисы для оплаты за товар не придется. Причем вести бизнес можно как физическое или юридическое лицо, то есть возможности платежной системы позволяют зачислять деньги на банковскую карту или расчетный счет. В последнем случае доступны настройки для фискализации данных по транзакциям, но перед этим необходимо заключить договор с провайдером.
Telegram
Телеграм — крупнейший мессенджер, который запустился в 2013 году. С момента создания его возможности значительно увеличились, а сеть присутствия расширилась на более, чем 200 стран. Огромной популярностью мессенджер пользуется и в России, особенно после запрета на другие известные сервисы.
В нем пользователи могут не только общаться моментальными сообщениями, но и покупать различные товары и услуги. Для этого в мессенджере созданы все условия: у предпринимателей есть возможность вести собственные каналы, рекламировать товары и принимать оплату от пользователей с помощью специального чат-бота.
В нем доступны несколько платежных систем, среди наиболее популярных считаются: Sber Pay, ЮMoney, PayBox.money. Однако для предпринимателей проще всего сформировать платежную ссылку, где покупатели могут сами выбрать способ оплаты: банковскими картами (в том числе и зарубежными) или через СБП.
Кстати, мессенджер можно использовать и в качестве рабочего инструмента для кассира или курьера. С помощью просто бота для приема оплаты сотрудник может сгенерировать платежную ссылку с точной суммой заказа и отправить ее клиенту.
Пройдя по ссылке, покупатель попадает на платежную форму, где может оплатить товар любым удобным способом. Клиент получает удобный и безопасный пользовательский опыт, а бизнес может сэкономить на покупке оборудования, используя привычный интерфейс мессенджера.
Как работают платежные ссылки
Как показывает практика, соцсети и мессенджеры — самые оптимальные площадки для развития бизнеса. На сегодняшний день наиболее популярными платформами в России являются две: ВКонтакте и Телеграм. Оба сервиса предлагают отличные возможности для продажи товаров и услуг: настройка собственной интернет-витрины, краудмаркетинг, принятие оплаты от клиентов. Причем такие опции доступны как физическим, так и юридическим лицам.
На сегодняшний день только ВК может похвастаться собственным платежным сервисом. Однако не всем предпринимателям подходит эта соцсеть для ведения бизнеса. Пока на других площадках отсутствуют фирменные инструменты для принятия оплаты, существует альтернативное решение — платежные ссылки. Их можно отправлять напрямую заинтересованным клиентам, которые написали в директ или оставили комментарий. После перехода по ссылке пользователю достаточно указать реквизиты для списания средств и подтвердить транзакцию. Покупателю останется только ждать доставки оплаченного товара.
Выводы
Преимущества приема платежей через соцсети очевидны:
- Покупателю не придется переходить на сторонние сервисы, чтобы рассчитаться за товар или услугу. Транзакция совершается по платежной ссылке через защищенные каналы связи, если встроенных способов приема оплаты в социальной сети нет.
- Платежи обрабатываются гораздо быстрее, чем традиционным способом. Продавцы могут моментально получать деньги на расчетный счет без нарушения 54-ФЗ.
- Использование платежных ссылок позволяет предпринимателям существенно расширить аудиторию — клиентам удобнее совершать покупки через соцсети.
- Платежная ссылка легко и быстро создается в личном кабинете. Ее можно отправлять в любое средство коммуникации: в чат, в мессенджер или директ. Это позволяет менеджерам сразу после консультации клиента направить его на форму для оплаты.
Подведем итоги: платежи в соцсетях выгодны как для покупателей, так и для продавцов. Они удобны и безопасны, что делает их привлекательным способом для приема оплаты за товары и услуги.