07.06.2023, 10:23
Количество просмотров 5231

Web3 и банки. Будущее интернета и финансовых сервисов

Кирилл Островский, руководитель проектов, Дирекция портфельного управления проектами, ПАО «БАНК УРАЛСИБ», рассматривает вопросы реализации финансовых сервисов в новейшей ипостаси интернета.
Web3 и банки. Будущее интернета и финансовых сервисов

Для начала небольшой экскурс в версионность интернета, особенности монетизации и обработки персональных данных.

Web1 – это начало интернета, при котором всемирная сеть появилась как отдельные web-страницы и сайты, создаваемые web-мастерами и компаниями, оплачивая самостоятельно хранение данных, каналы связи и прочие расходы.

Главными действующими лицами в индустрии стали вначале каталоги сайтов Yahoo, Топ-100 Рамблер, а после – поисковые гиганты Google, Yandex.

Интернет-сайты просматривались посетителями, деньги зарабатывались на контекстной рекламе, которую им показывали в результатах поиска по введенному поисковому запросу и на сайтах, согласно тематике содержимого этого сайта.

Web2 – эра социальных сетей Facebook, Instagram, VK и видео хостингов Youtube, Rutube и прочие.

В этот период основную долю контента для просмотра начинают делать сами пользователи (User Generated Content), размещая его на этих бесплатных сервисах. Для этого уже не требуется специализированных знаний веб-мастеров и платного хостинга, а простота в сочетании с развитием смартфонов и мобильного интернета приводит к взрывному росту популярности Social networks.  

Взамен сервисы собирают персональные данные о посетителях и продают их рекламодателю. Алгоритмы Facebook позволяют с высокой точностью определить, например, пол человека после примерно 150 нажатий на кнопку Like.

Персональные данные посетителей (Data) становятся товаром, который продается практически без ведома их владельцев. Еще одна неприятность – взлом централизованных баз данных и утечка этих персональных данных, что приводит к потери информации, денег и репутации владельцев этих данных.

Web3 – основная концепция нового интернета заключается в личном владении собственными данными участниками сети. Благодаря использованию блокчейна пользователи могут верифицировать свою личность без необходимости предоставлять свои личные данные какому-то сервису. Например, вы можете авторизоваться в сервисе покупки билетов, или онлайн магазине без ввода email и пароля, или использования OAuth авторизации FaceBook, Google и прочее.

В приложениях Web3 идентификация привязана к публичному адресу криптокошелька пользователя, взаимодействующего с информационным ресурсом или приложением.

Где деньги?

Кто платит в парадигме Web3 за инфраструктуру и потребляемые ресурсы, электричество и прочее? Оплата инфраструктуры и потребляемых ресурсов также распределяется среди всех участников сети. Это также одно из основных отличий от традиционного веб (Web2), где большая часть инфраструктуры и ресурсов обычно контролируется и оплачивается централизованными организациями, а в Web1 владельцами сайтов.

Вот несколько примеров, как это работает в Web3:

1.    Участники блокчейн-сетей (например, майнеры в сети Bitcoin или валидаторы в сети Ethereum 2.0) обеспечивают вычислительные ресурсы, которые требуются для поддержания работы сети, включая обработку транзакций и поддержание защиты сети. Взамен они получают вознаграждения в форме криптовалюты.

2.    Децентрализованное хранилище данных. В системах, таких как IPFS или Filecoin, участники предоставляют свободное пространство на диске для хранения данных. Они получают вознаграждения за предоставление этого сервиса, которые оплачиваются теми, кто использует пространство для хранения своих данных.

3.    Децентрализованные приложения (DApps), в которых пользователи платят небольшие сборы за использование приложения. Эти сборы могут идти на поддержку инфраструктуры приложения или компенсацию участников сети, которые предоставляют необходимые услуги.

Иными словами, Web3 – это частный интернет, который принадлежит всем пользователям, которые оплачивают его с помощью микротранзакций со счета своего криптокошелька. Оплата может взиматься за авторизацию, за хранение информации в блокчейне, за размещение приложений и смарт-контрактов, с нужной бизнес логикой, и прочее.

Web3 и банки

Новые финансовые сервисы будут сочетать в себе платежные функции традиционного банка и интегрированного криптовалютного кошелька для взаимодействия пользователя с Web3 версией интернета.

Например, они будут удобным хранилищем закрытых ключей для взаимодействия с блокчейн сервисами, позволят безопасно пополнять счет интегрированного криптовалютного кошелька с фиатного счета пользователя, управлять правами для взаимодействия с сервисами с которыми пользователь взаимодействует, хранить и обменивать свои ЦФА, голосовать в децентрализованных организациях и сообществах DAO.

В этом направлении уже работают PayPal, которые предоставили своим пользователям возможность покупать, продавать и хранить криптовалюту в октябре 2020 года, Revolut которые внедрили функцию покупки и инвестирования в Bitcoin, Ethereum и другие токены.

Не отстают и платежные гиганты. Так, Visa разработала решение для автоплатежей на блокчейне Ethereum и уже провела пробный запуск в стейблкоинах в системе SWIFT. Mastercard сообщает о работе над криптовалютными платежами в DeFi-сервисах и метавселенных на основе собственного Web3-протокола Immersve.

Рубрика:
{}Технологии
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ