В Москве прошел Съезд Ассоциации российских банков
В нем отмечено, что 2022-ой год выдался непростым для экономики нашей страны в целом и банковской системы РФ, в частности. Но, несмотря на все вызовы, можно с удовлетворением констатировать, что российский финансовый рынок продемонстрировал свою устойчивость.
По словам главы АРБ, банки показали способность преодолевать периоды значительной волатильности и жесткие ограничения, оказывая при этом поддержку экономике. Под санкциями оказались банки, контролирующие более 80% банковских активов страны.
С начала кризиса Банк России ввел небывалое прежде количество регуляторных послаблений для банков в части валютной переоценки, резервов, соблюдения нормативов. Экономика страны по итогам 2022 года продемонстрировала устойчивость и способность оперативно реагировать на глобальные изменения в геополитической сфере.
Но при этом, по данным Минэкономразвития, падение ВВП России по итогам 2022 года составило 2,1%. Рост темпов инфляции оказался значительно выше запланированного на 2022 год уровня и составил 11,94%. Реальные доходы населения, по данным Росстата, упали на 1,4% по сравнению с прошлым годом, когда прирост составил 3,4%. Чистый отток капитала частного сектора из РФ (по данным ЦБ РФ) за 2022 год составил порядка 251 млрд. долл. (абсолютный рекорд за все время), что в 3,5 раза превышает показатель 2021 года.
«Нас очень удивила закрытость публикации финансовой отчетности с февраля 2022 года – впервые за всю историю банковской системы РФ. Такая закрытость не позволяет провести полноценный анализ реального положения дел в банковском секторе. Тем не менее, мы знаем, что активы банков выросли за прошлый год на 11,9% (рост за 2021г. – 15,9%) и достигли на 01.01.23г. 134,82 трлн. руб. Валютизация балансов банков резко снизилась. Активы в инвалюте сократились за 2022 год на 12,3% до 290 млрд долл., их доля в активах снизилась с 24,7% до 15,1%. Собственный капитал банков за 2022 год увеличился на 0,7%, до 12,06 трлн. руб. на 01.01.23 г. В 2021 году прирост составил 12,4% (на 1.01.22 – 11,98 трлн. руб.) По информации ЦБ РФ, в прошлом году было докапитализировано 29 банков на сумму в 180 млрд. руб. Причем (по данным из открытых источников) 72,7 млрд. руб. из этой суммы пришлось на 3 банка с госучастием» – отметил глава АРБ.
Далее он рассказал, что корпоративный кредитный портфель увеличился с начала года на 14,3%, составив на 01.01.23 г. 59,1 трлн. руб., что значительно превышает показатель за 2021 год (11,7%). Задолженность по кредитам субъектам МСП на 1.01.23 составила 9,5 трлн. руб. За год объем кредитов МСП увеличился на 29,7% (на 1.01.22 портфель составлял 7,41 трлн. руб.). Доля кредитов МСП в общей сумме задолженности по кредитам юрлиц и ИП в декабре т. г. составила 18,9%. Розничный кредитный портфель вырос на 9,5%, составив на 1.01.23. 27,44 трлн. руб. (прирост за 2021 год 23,2%). Следует отметить, что на 85% этот прирост обеспечен за счет ипотеки.
По словам Гарегина Тосуняна, даже при закрытости большей части информации, очевидно, что в 2022 году по большинству важнейших направлений динамика была существенно ниже, чем в 2021 году. Потребительское кредитование значительно «притормозило» в прошлом году. Прирост составил всего около 3% (прирост в 2021 году – 20,1%). Средства населения (без эскроу счетов) выросли на 6,9%, до 36,6 трлн. руб. – преимущественно за счет выплат пенсий и социальных пособий в декабре 2022 г. Средства населения на эскроу счетах за год выросли 33%, до 4,02 трлн. руб. (прирост за 2021 год – более чем в 1,5 раза).
С начала года доля средств физлиц в валюте сократилась с 20 до 10%. Валютные остатки на счетах населения опустились ниже 60 млрд долл., до минимального уровня за последние 10 лет. Финансовый результат банковской системы в целом на протяжении 9 месяцев 2022 года оставался отрицательным, но за счет прибыльной работы в четвертом квартале показал небольшую прибыль по итогам года. Суммарно по итогам года 83% банков являются прибыльными. По итогам декабря 2022 г. 114 банков были убыточными (35% общего количества банков). На прибыльные банки приходится 78% активов банковской системы. Банковский сектор закончил 2022 год с прибылью 203 млрд. руб. Это почти в 12 раз меньше, чем в 2021 году, и худший годовой результат сектора с 2015 года. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», 10 крупнейших по активам банков РФ получили суммарный убыток 197 млрд. руб.
«Запас прочности капитала всей банковской системы на начало 2022 года был достаточно высок и составлял 6,6 трлн руб. (примерно 8,8% кредитного портфеля), с крайне неравномерным распределением по банкам. За 2022 год банки реструктурировали кредитов корпоративным заемщикам на сумму 13,4 трлн руб. (или 23% своего корпоративного кредитного портфеля), что превышает запас капитала почти в 2 раза. – продолжил президент АРБ. – Темпы сокращения числа банков в 2022 оказались минимальными за последние 10 лет. АРБ считает позитивным такой тренд и полагает, что это осмысленный отказ регулятора от проводимой на протяжении последних лет целенаправленной политики сокращения количества банков».
За год прекратили свою деятельность 12 кредитных организаций: у трех отозвана лицензия, у трех лицензия аннулирована, у шести – реорганизация в виде присоединения. На 01.01.2023 г. в стране насчитывалась 361 кредитная организация, в том числе, 326 банков (225 с универсальной лицензией и 101 с базовой), 35 НКО. Для сравнения: количество КО за 2021 год сократилось на 36».
«В 2022 году впервые за последние годы произошло снижение доли крупнейших банков по ряду параметров банковской деятельности, – отметил Гарегин Тосунян. – Концентрация капитала и активов в банковском секторе в руках крупнейших игроков, наблюдаемая на протяжении последних 10 лет, достигла максимальных значений к концу 2021 года: на 13 СЗКО на 1.01.22 приходилось более 75% активов банковской системы. По данным «Эксперт РА, по итогам полугодовой отчетности банков впервые после 10-летнего роста доля топ-15 банков в активах снизилась с 85,9 до 84,6%».
По мнению Гарегина Тосуняна, проводимая ранее денежно-кредитная политика де-факто способствовала резкому сокращению региональных частных банков. На все региональные банки (166 банков) по итогам 2021 года приходилось 5,6% всех активов банковской системы. Региональные банки, по мнению АРБ, заслужили право на активное участие в «обновлении» экономики страны. Он подчеркнул, что в 25 регионах функционирует по одному банку, в 22 регионах – по 2-3 банка, в 26 регионах региональные банки отсутствуют. Монополизация банковской сферы, прежде всего, проявляется в продолжающемся «огосударствлении» финансового сектора. На 01.01.2022 г. на банки с государственным участием приходилось 75% активов. На начало 2021 года было 74%. В 2013 году на их долю приходилось всего 58% (и 70% капитала банковской системы).
Достигнутые к концу 2021 года максимальные значения концентрации рынка банковских услуг в банках с госучастием и параллельно в СЗКО отражали неэффективность ранее принимаемых мер по улучшению конкурентной среды в банковском секторе, несмотря на все усилия ЦБ РФ и ФАС. К концу 2022 года можно констатировать, что все основные сегменты оказания банковских услуг де факто относятся к категории высоко концентрированных рынков. Суммарно к концу января 2023 года объем докапитализации банков с госучастием составил более 605 млрд. руб. При этом общий объем докапитализации банков по итогам 2022г. составил 180 млрд. руб. (в т.ч. как минимум 72,7 млрд. руб. из этой суммы приходится на банки с госучастием).
Тосунян отметил, что кредитование МСБ стало самым быстрорастущим сегментом в активах банковской системы в прошлом году благодаря большей устойчивости данного сектора и мерам государственной поддержки
«По вопросу ESG и по вопросу цифрового рубля кратко скажу следующее, – продолжил глава АРБ. – Банк России выделил одну из составляющих ESG- повестки – учет климатических рисков в банковском регулировании в числе основных направлений развития банковского регулирования на среднесрочную перспективу. Полагаем, что Банку России было бы целесообразно рассмотреть возможность внедрения стимулирующего регулирования для обеспечения финансирования кредитными организациями проектов, обеспечивающих «зеленую» трансформацию российской экономики».
Далее он коснулся темы «цифрового рубля». «В прошлом году проводилась активная работа по его внедрению в РФ, что является серьезным вызовом, открывает новые возможности и, вместе с тем, создает новые риски для кредитных организаций, – считает Тосунян. – В частности, сужение ресурсной базы банков в результате внедрения цифрового рубля может негативным образом сказаться: на их финансовом результате, возможности генерировать внутренние источники пополнения капитала и потенциале банков по кредитованию экономики. Внедрение цифрового рубля в практику расчетов запланировано Банком России на 2024 год т.е. одновременно с отменой большинства послаблений в области регулирования, предоставленных кредитным организациям в связи с действием санкций. Считаем, что в связи с этим кумулятивное негативное влияние данных факторов может усиливаться».
Он также кратко остановился на деятельности АРБ по обеспечению устойчивости банковской системы в прошлом году. В 2022 году АРБ направила в Банк России, Минфин России и другие ведомства более 50 предложений, поступивших от кредитных организаций. По 24 (48%) предложений получены положительные ответы Банка России. 24 (48%) предложений не были поддержаны Банком России. 3 обращения – находятся у регулятора в работе. По итогам обсуждения с банками-членами АРБ «Основных направлений развития банковского сектора в 2023 году» были сформулированы 10 инициатив, представленных для обсуждения на съезде, сообщает Департамент общественных связей АРБ.
1. Предлагается в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций рассмотреть вопрос о докапитализации банковского сектора за счет средств государственных институтов развития. Принципиально важным является обеспечение возможности равного доступа к докапитализации для всех участников банковского рынка, а не только крупнейших федеральных кредитных организаций.
2. Необходимо дополнить утвержденный ЦБ РФ в декабре 2022 года документ новым подразделом. В нем должны найти отражение данные о структуре и показателях динамики развития банковской системы страны. В принятых Банком России «Основных направлениях» отсутствует информация о структуре и показателях динамики развития банковской системы России: Какой она должна быть по мнению Центрального банка? Какова должна быть предельная доля банков с госучастием в обозримом будущем, за счет чего она должна снижаться? Отсутствуют показатели развития банковской системы в разбивке по годам – размер активов, доля активов банковской системы к ВВП и т.п. Отсутствуют ориентиры по розничному направлению бизнеса – динамика вкладов населения, кредитного портфеля физических лиц, в том числе по решению проблемы закредитованности населения (по мнению регулятора)
3. АРБ поддерживает позицию ЦБ РФ о необходимости проведения работы «по расширению потенциала развития региональных банков и наращиванию их возможностей по участию в кредитовании»
Вместе с тем, крайне спорным представляется предложение регулятора, что «при наличии выраженного интереса к кооперации со стороны участников рынка Банк России готов рассматривать регулятивные решения и содействовать выработке операционных подходов к созданию специальных банковских объединений с принятием банками солидарной ответственности по обязательствам друг друга, сохранением частичной операционной самостоятельности и делегированием ряда функций головному банку».
4. Что касается условий для усиления роли финансового рынка в трансформации экономики, АРБ отмечает, что в текущей ситуации реальное финансирование инвестиционных проектов могут осуществлять только государственные институты развития (ВЭБ РФ и др.). Тогда как частные банки могут выступать как агенты этих институтов в регионах своего присутствия по реализации инвестпроектов
5. Ряд предполагаемых Банком России новаций в регулировании, по мнению АРБ, являются несвоевременными. Они могут оказать существенное влияние на бизнес-модель банков. В условиях адаптации банков к изменившимся внешним геополитическим условиям это будет требовать от банков дополнительных усилий и расходов, поэтому должны быть отменены.
По мнению АРБ, должны быть отменены: мера, заявленная Банком России, в виде запрета включать в капитал банков субординированные инструменты за исключением инструментов, привлеченных от физических и юридических лиц, владеющих значимым пакетом акций банка. Запрет на вложения в субординированные инструменты банков для широкого круга юридических и физических лиц существенно снизит возможности кредитных организаций по привлечению дополнительного капитала, фактически ограничив его кругом акционеров (собственников) банка. По мнению АРБ, должны быть отменены: внедрение риск-чувствительного лимита для ограничения концентрации иммобилизованных активов, введение для системно значимых кредитных организаций нового обязательного консолидированного норматива, концентрации (Н30), являющегося адаптацией базельского норматива large exposure (LEX), уточнение критерия связанности для целей расчета норматива максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) (Н25)
6. По итогам прошлого года состояние конкурентной среды незначительно улучшилось. По-прежнему ограничен доступ большинства банков к участию в госпрограммах.
Со стороны регулятора, по многим параметрам текущей деятельности превалирует одинаковый подход к банкам вне зависимости от их размера (за исключением группы СЗКО).
7. Внести изменения в законодательство и нормативные акты Банка России, предусматривающие опциональность присоединения региональных банков к цифровым сервисам, обязательное внедрение которых требует от банков значительных финансовых затрат Например: с расширением возможностей СБП с 1 апреля 2024 года планируется ввести обязанность для всех кредитных организаций - участников СБП обеспечить переводы между юридическими лицами через систему СБП; подключение к информационной системе «Одно окно» в соответствии с Федеральным законом №З5З-ФЗ в сфере внешнеторговой деятельности. С 01 апреля 2023 кредитным организациям-участникам ВЭД необходимо обеспечить процесс выставления электронных счетов и получения подтверждения. Предоставление услуг в рамках Единой биометрической системы. Часто бизнес-стратегии региональных банков не предусматривают программ по предоставлению кредитов удаленно, ввиду отсутствия спроса со стороны клиентов.
8. Необходимо создание общегосударственной стратегии работы с частными инвесторами и банковскими клиентами на финансовом рынке. Такой стратегии на сегодняшний день нет.
9. В целях решения проблемы замороженных с 9.03.22 валютных вкладов населения предлагается разрешить банкам при наличии в кассе достаточного объема средств в долларах и евро производить выдачу валюты по вкладам. При нехватке валюты производить выдачу в рублях по курсу ЦБ РФ на день выдачи. После реализации этого прекратить страхование вкладов в токсичных валютах. Исключить остатки на счетах в долларах и евро из расчета обязательных резервов, т.к. де факто они заморожены.
10. Расширить механизм поддержки кредитования МСБ путем расширения действующих программ льготного кредитования. Речь про увеличение лимитов программ и увеличение количества банков, допущенных к участию в этих программах. Рассмотреть возможность предоставления Банком России кредитов коммерческим банкам на цели кредитования МСП под залог портфелей кредитов, выданных субъектам МСП по критериям, согласованным с ЦБ РФ.