В Узбекистане 48% бизнесменов и их клиентов используют цифровые платежи для половины своих транзакций
В Узбекистане правительство планомерно создавало необходимые условия для развития цифровых платежей и широкого внедрения инновационных технологий в рамках национальной стратегии роста и развития. Результатом стала существенная трансформация платежной и финансовой систем Узбекистана и значимые изменения в жизни жителей. По данным Всемирного Банка, за десять лет количество людей, имеющих официальный финансовый счет в банке вырос с 23% в 2011 году до 44% в 2021 году.
Visa была частью этой трансформации и сейчас при поддержке широкого круга партнеров, включая банки, мобильных операторов и финтехов, а также правительства в реализации национальных инициатив, законов и нормативных актов, компания продолжает активную работу по развитию инклюзивной экономики в стране. По просьбе Visa, независимая исследовательская компания Digitum опросила потребителей и владельцев микро и малого бизнеса, которые активно используют цифровые платежи и оценила их влияние на жизнь и бизнес. Также компания стремилась выяснить, что необходимо сделать сейчас, чтобы расширить преимущества цифровых платежей по всей стране.
«Узбекистан за несколько коротких лет вступил в расцвет цифровой экономики благодаря политике руководства страны и партнерским отношениям. Рынок активно развивается, банки внедряют инновационные финансовые технологии и решения, а люди всё чаще предпочитают платить безналичными способами оплаты, ведь это удобнее, быстрее и безопаснее. Мы уже видим, насколько цифровые платежи являются инновационными —удовлетворяют потребности людей и помогают малому бизнесу расширяться и процветать. Сегодня в Узбекистане есть все предпосылки для еще более широкого развития финансового рынка, способствующего росту и социальному прогрессу, чтобы стать лидером финансовых технологий в Центральной Азии», - отметила Кристина Дорош, вице-президент, региональный менеджер Visa в странах Центральной Азии и Азербайджане.
Ключевые результаты исследования:
Популярность цифровых платежей растет. Как частные лица, так и владельцы бизнеса, используют цифровые платежи для половины всех своих транзакций. Согласно результатам, 86% опрошенных жителей и 92% владельцев малого бизнеса используют цифровые платежи несколько раз в неделю.
Платежи по заработной плате и государственные платежи являются драйвером роста использования цифровых платежей. Респонденты совершают более половины своих цифровых платежей с помощью зарплатных карт, а 14% опрошенных активно используют специальные карты для пособий.
Удобство и спрос со стороны потребителей способствуют внедрению цифровых платежей. Среди основных причин активного использования цифровых платежей частные лица называют удобство (45%) и инновационные финансовые технологии (38%). Тогда как владельцы микро и малого бизнеса отмечают запрос со стороны клиентов (44%), удобство (31%) и запрос со стороны поставщиков (28%).
Цифровые платежи помогают малому бизнесу расти. После внедрения цифровых платежей 69% владельцев малого бизнеса сообщают об увеличении числа клиентов, а 65% сообщают об увеличении выручки, в среднем на 30-40%.
Повсеместность и надежность являются ключом к расширению экосистемы цифровых платежей. Несмотря на положительные тенденции, пока все еще почти половина респондентов сообщают о проблемах с использованием цифровых платежей. Не во всех торговых точках есть возможность проведения цифрового платежа или есть ограничения по приему карт разных платежных систем. Негативный опыт также связан с нестабильностью обслуживания, перебоями в подаче электроэнергии и техническими проблемами в работе терминалов, что ведет к все еще активному использованию наличных денег.
Ценность использования цифровых платежей больше, чем просто финансовая. Использование цифровых платежей оказывает целостное воздействие с практическими и эмоциональными последствиями. Опрошенные отмечают улучшение качества жизни: у многих появилось больше времени. Этот показатель особенно заметен среди владельцев малого бизнеса. 62% опрошенных считают, что благодаря внедрению цифровых платежей у них повысилась уверенность в будущем. Другим показателем является ощущение свободы (58%) от времени и, как результат, появление энергии, которую можно вкладывать в другие сферы бизнеса или жизни. Эти показатели демоснтрируют преимущества цифровых платежей, что способствует дальнейшему развитию их популярности.
Повышение финансовой грамотности населения ускоряет трансформацию платежной системы. 82% владельцев бизнеса, прошедших курсы или тренинги по финансовой грамотности, считают их полезными. Однако лишь 38% респондентов проходили такое обучение. 42% жителей, принявших участие в исследовании, уверены, что изучение вопросов финансовой грамотности принесет пользу.
Напоминаем, что ближайший ПЛАС-Форум в Узбекистане «Финтех, банки и ритейл. Цифровая трансформация и взаимодействие» пройдет уже 21–22 июня 2023 года в Ташкенте!