Телеком-экосистемы в Казахстане и мире. Tech Hub МФЦА подготовил исследование CorpUp Telecom
В исследовании собраны главные тренды, кардинально меняющие телеком индустрию, новые экосистемные продукты трех мобильных операторов Казахстана, технологии и сферы применения мобильных сетей 5-го поколения, а также успешные кейсы сотрудничества операторов и стартапов.
«Телеком сейчас – это одна из самых динамичных и интересных индустрий с точки зрения происходящих в ней изменений. Выход операторов в beyond the core, то есть за пределы своих традиционных услуг, является главным трендом в телекоме последние десять лет. Наша цель – познакомить читателя с этим трендом и рассказать об особенностях этого процесса в Казахстане и мире», – отмечает Макен Ибрагимов, руководитель направления корпоративных инноваций Tech Hub МФЦА.
В основу исследования легли интервью с экспертами рынка, онлайн-опрос 112 представителей казахстанских телеком компаний, а также анализ развития десятков казахстанских и зарубежных операторов связи.
Замедление темпов прироста новых абонентов; усиление конкуренции со стороны OTT (Over the Top) провайдеров, таких как стриминговые сервисы и мессенджеры; изменение потребительских привычек и вызванный этим рост капитальных затрат операторов - все это меняет традиционные бизнес-модели телеком компаний и заставляет искать новые точки роста.
Начиная с 2010-х годов в ответ на описанные вызовы операторы по всему миру начали развивать продуктовую модель, самостоятельно запуская цифровые сервисы и диверсифицируя свой бизнес. В зависимости от степени удаленности от основного бизнеса можно выделить две основные стратегии диверсификации телеком операторов: суперсервис и экосистема.
Суперсервис предполагает концентрацию экспертизы и усилий на традиционном или core бизнесе, когда оператор предлагает best-in-class решения в телекоме и развивает вокруг них комплементарные услуги. Экосистема же означает выход на новые продуктовые ниши или non-core, не обязательно связанные с традиционными услугами.
«Выход телеком операторов в новые и ранее неизведанные для себя области является безусловным трендом, который наша компания наблюдает по всему миру. Можем отметить, что казахстанские операторы далеко продвинулись в развитии собственных экосистем. Huawei, будучи одним из мировых технологических лидеров, предлагает телеком компаниям целый ряд инструментов и технологий, которые значительно облегчат процесс создания новых смыслов и точек роста», – комментирует Фарида Толуебаева, руководитель департамента по направлению цифровой энергетики и развитию дата центров Huawei Technologies Kazakhstan.
Вся тройка казахстанских мобильных операторов Казахстана активно развивает собственные цифровые экосистемы в рамках усиливающейся конкуренции за абонента, становясь полноценными технологическими компаниями.
Beeline Казахстан – наглядный пример этого тренда. Компанию уже сложно назвать просто телеком оператором. Сегодня цифровая экосистема Beeline Казахстан включает десятки non-core продуктов для розничных и корпоративных клиентов: мобильные финансы, развлекательные сервисы, аналитика больших данных, облачные технологии и интернет вещей.
«Мы инвестируем в будущее Казахстана, выращивая и развивая экспертизу в стране. Несколько лет назад мы приняли решение отказаться от сторонней разработки, перестать платить иностранным вендорам и вырастить казахстанскую звездную IT-команду. С тех пор наш штат IT специалистов достиг 650 человек, они разработали и запустили десятки цифровых продуктов, общая аудитория которых превышает 6.5 млн человек», – подчеркивает Евгений Настрадин, главный исполнительный директор Beeline Казахстан.
Согласно опросу, проведенному Tech Hub МФЦА среди представителей казахстанского телеком-рынка, самыми перспективными экосистемными направлениями являются продукты в области кибербезопасности, Big Data и интернета вещей.
Респонденты также отметили направления, в которых видят наибольший потенциал синергии со стартапами: Big Data, интернет вещей и финтех. В исследовании описаны десятки кейсов и сценариев сотрудничества операторов и стартапов по всему миру: AT&T, Telefonica, Deutsche Telekom и другие.
Ознакомиться с полной версией исследования, а также зарегистрироваться на официальную презентацию можно по ссылке: https://corpup-telecom.aifc.kz