Обслуживание МСБ. Банки vs финтех-структуры
Какими преимуществами обладают финтех-компании при экспансии в сегмент малого и среднего бизнеса по сравнению с традиционными финансовыми структурами?
Д. Мейер: Финтех-компании сегодня изначально ориентируются на запросы сегмента малого и среднего бизнеса, а хлебом насущным для большинства местных [1] банков традиционно хлебом выступали кредиты на коммерческую недвижимость, а также коммерческие и промышленные кредиты. Можно представить это также следующим образом: финтех-структуры нацеливаются на МСБ тогда, когда им нужны деньги, а местные банки реагируют на малый и средний бизнес только в тех случаях, когда представители этих бизнесов приходят в отделение.
Д. Кац: Финтех-компании более активно пытаются удовлетворить нужды МСБ, когда тем нужны денежные средства, в то время как банки более пассивны и действительно по большей части используют сети отделений, занимая по отношению к МСБ менее конкурентную выжидательную позицию.
Когда речь идет именно о кредитовании, какие традиционные проблемные точки нивелируют именно финтехи?
Д. Мейер: У них проще выстроен процесс подачи кредитной заявки и быстрее осуществляется автоматическое принятие решений.
Д. Кац: Финтех-структуры упрощают процесс подачи заявок и, поскольку они, как правило, используют гораздо больше данных и аналитики, чем банки, с помощью технологии автоматического принятия решений быстрее достигают результата.
Почему проверка личности заявителя является сегодня проблемой?
Д. Мейер: Это можно видеть в отношении кредитной программы PPP – имеет место высокий уровень мошенничества благодаря широким возможностями, которыми преступники по-прежнему располагают в сфере финансового обслуживания малого и среднего бизнеса. Например, это возможность создания фальсифицированных названий компаний, что увеличивает риск кредитования в геометрической прогрессии. Инструменты идентификации, широко доступные на рынке малого и среднего бизнеса, сегодня пока не так надежны, как в потребительском секторе, поэтому, если не упростить навигацию для клиентов малого и среднего бизнеса, они уйдут в другое место – вот почему мы наблюдаем, что финтех-сруктуры захватывают значительную долю этого рынка.
Д. Кац: Коэффициент конверсии при использовании онлайн-канала для кредитования МСБ весьма низок в случае, если требования кредитора обременительны. В результате приходится сталкиваться с риском ухода компании к конкуренту в поисках более легких процедур кредитования. Цифровой процесс идентификации в значительной степени снимает эту проблему.
Что предпринимают на этом фоне местные банки?
Д. Мейер: Думаю, что для многих традиционных направлений получения доходов возникли проблемы в условиях удаленной работы, которая сказалась на кредитовании сделок по приобретению коммерческой недвижимости. Поэтому многие наши клиенты сейчас ищут альтернативные способы получения дохода от кредитования.
Д. Кац: Сегодня они ищут способы обслуживать МСБ в рамках удовлетворения спроса на заемные средства, в то время как традиционно местные банки стремились обслуживать их депозиты. Мы видели, что по статистике регуляторов кредиты для МСБ за последнее десятилетие сократились у многих банков, позиционирующих себя как «местные» организации.
Д. Мейер: Для выхода из создавшейся ситуации местным банкам необходимо заняться технической стороной, расширяя технические возможности, доступные им на рынке, сокращая число узких мест при приеме и обработке кредитных заявок, ускоряя принятие решений и инициативно обращаясь к клиентам при совершении ими транзакций в цифровых и встроенных каналах.
Д. Кац: Им нужно внедрить новый процесс принятия решений и андеррайтинга. Решения по кредитам для МСБ должны приниматься гораздо быстрее и меньшим количеством персонала, по сравнению с кредитами на коммерческую недвижимость.
Можете ли вы поделиться какими-либо дополнительными выводами из вашего отчета?
Д. Мейер: Продление договоров кредитования коммерческой недвижимости остается под вопросом. Высокие ставки истощили рефинансирование ипотеки. Инфляция и безработица делают потребительское кредитование, например, автокредиты, более рискованным. Таким образом, для роста местным банкам необходимо обратить внимание на сегменты, на которые они обычно не нацелены: трасты или малый бизнес.
Д. Кац: Местные банки, в частности, должны внедрять инновации, чтобы оставаться востребованными у клиентов и конкурировать с другими банками и финтех-компаниями. Им нужно уметь двигаться вперед и адаптироваться, иначе их рост оказывается под угрозой.
По материалам ATM Marketplace
[1]