22.12.2022, 10:38
Количество просмотров 25646

Финтех: проблемы и точки роста. Прогноз развития на 2023 год

2022 год стал настоящей проверкой на прочность для многих отраслей экономики, не стал исключением и рынок финтеха. С какими вызовами столкнулся финтех в 2022 году, какие меры помогли ему оперативно преодолеть возникшие трудности, что будет с рынком в 2023 году — рассказывает Татьяна Глазачева, CEO CloudPayments.

 Финтех: проблемы и точки роста. Прогноз развития на 2023 год

Этот непростой 2022 год

2022 год в значительной мере изменил рынок финтеха. Если в конце 2021 года ничто не предвещало существенных перемен: эксперты прогнозировали дальнейший активный рост рынка и продолжение развития наметившихся на рынке трендов (кратный рост рынка, продолжение роста определенных отраслей, экспансивное развитие онлайн-чаевых в самых разных отраслях), то февраль 2022 года все изменил.

Постепенно с российского рынка стали уходить иностранные компании. Это и ставшие привычными российскому покупателю иностранные товарные бренды («ИКЕА», Uniqlo и многие другие), и западные pay-сервисы (Apple Pay, Google Pay), и международные платежные системы (Visa, Mastercard). Кроме этого, западные площадки закрыли возможности монетизации и рекламы для российских потребителей YouTube, Facebook, Instagram (последние 2 признаны запрещенными в России организациями).

Что в итоге? Российские потребители резко потеряли возможность покупать привычные товары, блогеры и стримеры остались без привычных инструментов монетизации, а рекламодатели — без львиной доли рекламных площадок. Мало того, уход pay-сервисов привел к тому, что привыкшие мгновенно оплачивать товары и услуги российские потребители, фактически, лишились этой возможности. А это, в свою очередь, отразилось на платежной конверсии для рынков e-commerce, так как чем больше времени и действий нужно пользователю, чтобы пройти путь от добавления товара в корзину до совершения оплаты, тем меньше вероятность совершения покупки. Досталось и рынку электронных чаевых: одно дело оставить чаевые в один клик с помощью сканирования отпечатка пальца или Face ID, другое — вводить каждый раз данные карты.

Надо отдать должное, рынок справился с этими потрясениями довольно быстро. Отечественные финтех-решения — СБП, карты «Мир», Yandex Pay, Tinkoff Pay — сменили ушедшие западные сервисы и МПС, а рекламные возможности и монетизация контента переключились на другие площадки (VK, Telegram, онлайн-сервисы для чаевых и донатов). Платежные сервисы и участники рынка e-commerce, в свою очередь, активно занимались улучшением сервиса: от технических доработок до улучшения логистики (dark-store, dark-kitchen, расширение географии доставки и т. д.). В результате рынок сумел справиться со стрессом, а процесс интернет-покупок с онлайн-оплатой стал не менее удобным, чем раньше. Казалось бы, шок преодолен. Но наступил сентябрь 2022 года.

Прививка от шока

Пандемия коронавируса, шоки февраля и сентября 2022 года… Интересно, что каждый последующий шок преодолевается гораздо быстрее предыдущего. Потому что в ответ на любой вызов рынок вырабатывает свой ответ. И если ответом на пандемию коронавируса стала прививка от Covid-19, то после февраля 2022 года своеобразной «прививкой» выступила активизация развития отечественных финтех-решений. А ответом на шок сентября 2022 года стало право на отсрочку от мобилизации для ИТ-компаний. В результате, рынок оправился от шока максимально быстро.

Драйверами роста рынка e-commerce стали доставка продуктов и товаров первой необходимости, готовой еды, а также онлайн-продажа аптечных товаров, вырос спрос на онлайн-консультации юристов и психологов, а вот интерес к инфобизнесу у отечественных потребителей существенно снизился. Сейчас мало кого интересует, «как стать успешным», гораздо важнее — «как получить все необходимое с доставкой, где бы ты ни был». И в этой идее мы видим один из трендов развития финтеха в следующем году.

Финтех в 2023 году: тренды и точки роста

Безусловно, в следующем году с большой вероятностью продолжат развитие тренды, которые мы уже наблюдаем в этом году. Во-первых, как мы и говорили выше, это активное развитие российских платежных решений и финтех-технологий, направленное на обеспечение максимального удобства платежей для продавцов и пользователей, в первую очередь российские платежные решения. Кроме этого, продолжится развитие рынка e-commerce: от роста отечественных производств до активного развития параллельного импорта.

Если же говорить о том, какие отрасли станут флагманами роста на рынке e-commerce, то, безусловно, продолжится рост рынка e-grocery, товаров первой необходимости, одежды и обуви, а также аптечного рынка, драйвером роста которого станет эксперимент в 2023 году по продаже рецептурных товаров через интернет.

Стоит отметить также и тот факт, что российские финтех-компании сейчас активно развивают свои решения на рынке СНГ и, как мне кажется, эта тенденция продолжится и в 2023 году.

Рубрика:
{}Финтех
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ