Глобальная сеть Большой Евразии – в шаге от начала реализации проекта?
Как отметил Президент РФ, «Россия считает неизбежным процесс формирования новых международных финансовых платформ, в том числе для целей международных расчетов. Такие платформы должны находиться вне национальных юрисдикций, быть безопасными, деполитизированными, автоматизированными и не зависеть от какого-либо единого центра управления. Возможно это сделать или нет? Конечно, да. Потребует немало усилий, объединения усилий многих стран, но сделать это можно».
Глобальная сеть Большой Евразии
Глобальная сеть обмена финансовыми сообщениями Большой Евразии включает в себя Национальные сегменты, действующие на базе национальных платформ межбанковских телекоммуникаций, и Трансграничное пространство доверия, обеспечивающее взаимодействие между Национальными сегментами.
В основе Глобальной сети лежит институт доверенной третьей стороны, предусматривающий наличие в Национальных сегментах организаций, гарантирующих доверие между странами при обмене электронными документами.
Так, достоверность сообщения российского банка на выходе из Национального сегмента подтверждается квитанцией с электронной цифровой подписью организации, выполняющей роль доверенной третьей стороны. Эта квитанция согласно международному соглашению является гарантией признания юридической силы документа в стране, где находится получатель сообщения.
От Глобальной к Многополярной сети
Глобальная сеть Большой Евразии в целом соответствует перечисленным в обращении принципам, что в содержательном плане поднимает ее статус до уровня Многополярной сети обмена финансовыми сообщениями, действующей на пересечении полюсов многополярного мира.
1. Сеть должна находиться вне национальных юрисдикций.
Трансграничное пространство доверия базируется на международном соглашении между странами – участниками сети.
2. Сеть должна быть безопасной.
Сообщения не хранятся в этом пространстве, что гарантирует конфиденциальность передаваемой информации. Используются национальные средства шифрования без передачи этих средств в другие государства и согласованные между ними средства шифрования при трансграничном взаимодействии Национальных сегментов.
3. Сеть должна быть деполитизированной.
Эта задача решается за счет заключения отдельного международного технического соглашения с правом свободного присоединения к нему новых государств, нацеленного исключительно на вопросы создания и функционирования сети без отсылки к политическим целям участников.
4. Сеть должна быть автоматизированной.
Сеть автоматизируется как на уровне Национальных сегментов, так и Трансграничного пространство доверия. Бесшовное взаимодействие между всеми элементами сети обеспечивается автоматизированным комплексом сопровождения стандартов финансовых сообщений.
5. Сеть не должна зависеть от какого-либо единого центра управления.
Системообразующая инфраструктура сети, включая центры обработки, находится в Национальных сегментах. В рамках Трансграничного пространства доверия решается минимально необходимое число централизованных задач в минимально необходимой централизованной инфраструктуре. В непредвиденных случаях компактный единый центр управления может быть оперативно перенесен или продублирован, что устраняет зависимость от конкретного центра.
От теории к практике
К сожалению, нацеленность на банки развития ЕАЭС в качестве движителя проекта Глобальной сети Большой Евразии, нашедшая отражение в предыдущей статье, не оправдалась, хотя Россия могла бы иметь к началу СВО не только работающую модель альтернативы SWIFT для международных операций, но и прототип Многополярной сети обмена финансовыми сообщениями.
В свою очередь, Евразийская экономическая комиссия курирует систему обмена сообщениями на базе Трансграничного пространства доверия, сконцентрированную на услугах государственного сектора ЕАЭС. Расширение системы на область финансовых транзакций упирается в компетенции, которыми обладает комиссия.
Возможно Банк России идет в направлении «формирования новых международных финансовых платформ, в том числе для целей международных расчетов». Тогда Глобальная сеть поможет с дополнительной защитой от вторичных западных санкций – внешние наблюдатели увидят только участников Национальных сегментов, при этом правила безопасности сети не позволят наблюдателям извне идентифицировать трансграничные операции в общем потоке сообщений участников.
Координация крупных государственных международных проектов входит в полномочия Правительства Российской Федерации, однако, судя по открытым источникам, проект Глобальной сети Большой Евразии пока не включен в их перечень.
Резюме
При совмещении ресурсов, компетенций и полномочий по запуску проекта, наиболее быстрая проверка его жизнеспособности может быть выполнена Россией и Белоруссией с учетом следующих факторов:
· Страны являются участниками объединений государств Большой Евразии.
· Между ними налажено тесное сотрудничество в рамках Союзного государства, включая вопросы банковского и информационно-технического сотрудничества.
· Это продвинутые страны в области создания национальных платформ межбанковских телекоммуникаций.
Будем надеяться, что положительные результаты станут хорошей основой для внесения предложений по образованию Многополярной сети обмена финансовыми сообщениями на саммитах ЕАЭС, ШОС, БРИКС и встречах с любыми заинтересованными государствами/
[1] Глобальная сеть обмена финансовыми сообщениями Большой Евразии
[2] Игорь Байков длительное время работал в Банке России, где на посту начальника управления отвечал за вопросы анализа и развития национальной платежной системы. Взаимодействовал с центральными (национальными) банками ЕАЭС, участвовал в разработке ряда стратегических документов и реализации крупных проектов. Продолжает свою профессиональную деятельность в качестве эксперта в сфере интеграции платежных решений.