Биоразлагаемые карты. В Европе ценится экологический маркетинг?
PLUSworld.ru: Какие альтернативные ПВХ материалы могут быть использованы для того, чтобы сделать бесконтактные и чиповые карты более экологичными? Не является ли этот проект рядовой маркетинговой кампанией?
В. Месропян: CaixaBank – испанская банковская компания, базирующаяся в Барселоне. Она была создана в 2011 году как Caja de Ahorros y Pensiones de Barcelona (La Caixa). Так как банк «молодой», я уверен, что цель производства карт из такого рода экологически чистого материала является полностью маркетинговой. Мы, как производитель пластиковых карт с 2007 года, впервые слышим о данном материале, хотя банк выпускал их еще осенью 2019 года. Обычно карты производятся из ПВХ и теслина, в зависимости от вида печати и требований МПС.
PLUSworld.ru: Насколько сложен и затратен процесс производства карт из подобного рода материалов?
В. Месропян: Несомненно, выпускать карты на пока что практически не апробированном материале, даже с эмиссией 150 тыс. карт в год, содержит определенные риски для банка, несмотря на то, что, как я уверен, производитель этих карт провел все необходимые тестировки. Для любого банка и сотен тысяч его клиентов такая новинка – риск, и пойти на такой шаг только «ради экологии», представляется неоправданным. Поэтому, повторюсь, есть все основания считать, что мы имеем дело с маркетинговым ходом, тем более, что в Европе такие активности, связанные с экологией, ценятся общественностью и государством.
Не думаю, что клиенты банка почувствуют какую-либо разницу в картах, изготовленных их экоматериалов и обычных, а вот оборудование – очень даже может почувствовать. POS-терминалы на сегодняшний день в 90% случаев обслуживают бесконтактные платежи, а так как экологические карты, я уверен, имеют бесконтактный интерфейс, что уже является обязательным требованием МПС, перспективы столкнуться с возможными проблемами при оплате через POS-терминал для их владельцев явно не просматриваются. С банкоматами же все обстоит несколько сложнее, однако множество ATM сегодня также поддерживают бесконтакт. И с этой точки зрения физические характеристики материала носителя карты уже не слишком актуальны. В конце концов, не так давно карты делали из обычного картона. Вспомним хотя бы 1950 год, когда Фрэнк Макнамара запустил карту Diners Club после того, как забыл свой кошелек, обедая в ресторане.
PLUSworld.ru: Каким образом сегодня происходит утилизация классических карт? Чем этот процесс вреден для экологии? Сколько времени требуется для разложения карты без процесса утилизации?
В. Месропян: Необходимость качественного уничтожения банковских карт возникает из-за наличия на них конфиденциальной информации о владельце. При истечении срока действия карты или при ее выходе из строя отделение банка производит ее замену. Карта, пришедшая в негодность по каким-либо причинам, должна быть гарантированно уничтожена, если вы хотите быть застрахованы от возникновения проблем, которые могут создать действия злоумышленников. При этом следует также помнить – несмотря на то, что банки выдают карты на 4 или иногда даже на 5 лет, технически срок физического употребления карты по-прежнему ограничен двумя годами!
Существуют специальные компании которые занимаются стимуляцией. Например, в России они работают с выездом. Специальные машины-шредеры выезжают к заказчику, и карты уничтожаются на месте в присутствии комиссии по уничтожению карт утвержденной банком. Это связано с требованиями безопасности банка-заказчика. Сжигать карты нельзя, так как это наносит большой экологический вред!
PLUSworld.ru: Каковы промышленные объемы производства карт вашей компании? Ваша оценка российского рынка пластиковых карт в целом?
В. Месропян: Наша компания производит пластиковые карты с 2007 года. Доля банковских локальных карт в общем портфеле составляет около 40%. Остальные выпускаемые нами продукты – бонусные и дисконтные карты.
В России сегодня работает четыре производителя карт, включая компанию «Алиот», входящая в десятку крупнейших карточных производств заводов мира, чьим представителем является наша компания. Совокупные промышленные мощности этих производителей составляют немногим более 100 млн карт в год. Судя по тому, что в портфелях заказов карт многих российских банков по-прежнему присутствует доля зарубежных производителей, следует полагать, что российские заводы работают на полную мощность. На мой взгляд, качество и оперативность российских производителей ощутимо выше чем, например, китайских и даже некоторых европейских, при этом ими используется только лучшее в мире оборудование для производства пластиковых карт.