Как классическому банку создать собственный необанк в мессенджере?
Необанк – это полностью оцифрованный банк, доступный клиенту через мобильное приложение и поддерживающий общение в удобных мессенджерах. Также характерная черта необанка – отсутствие физической сети обслуживания.
В России необанки набирают популярность, их список уже включает в себя Тинькофф Банк, Яндекс.Деньги, Модульбанк, TouchBank, Talkbank, Точка банк и Рокетбанк. В 2017 году стоимость семи крупнейших российских необанков превысила 240 млрд рублей.
Для классического банка с помощью необанка есть два варианта взаимодействия с клиентом:
- Банк отдает общение с клиентом необанку, при этом необанк работает по лицензии банка, но является отдельным продуктом.
- Банк сам строит общение с клиентом через удобные сервисы, в том числе через общение в мессенджерах при помощи чат-ботов.
Что выбирает банк, зависит от выбора руководства, а этот выбор, в свою очередь, предопределяется прогрессивностью конкретных лиц, принимающих решения, и тем, насколько при этом учитываются особенности взаимодействия молодого поколения с миром в целом и с банками – в частности. Также на процесс принятия решения влияет готовность банка тратить ресурсы на создание экосистемы самостоятельно. Для того чтобы классическому банку самостоятельно построить виртуальное общение с клиентом, следует:
- определить потребности клиента, отслеживать поведение, интегрировать актуальные продукты и услуги от партнеров;
- определиться со стратегией внедрения: на основе потребностей и запросов клиента подобрать соответствующие технологии, такие как общение в удобных мессенджерах, использование искусственного интеллекта, голосовая биометрия;
- Рассмотреть варианты партнерских программ;
- Разработать правильный продукт и в нужное время предложить его клиенту .
- Модель A: digital bank brand («бренд цифрового банка»). Классический банк создает новый бренд со своими предложениями, ценностью и продуктами
- Модель B: digital bank channel («банки с цифровыми дистанционными каналами»): Компании-посредники, которые перепродают продукты реальных банков
- Модель C: digital bank subsidiary («цифровая дочка традиционного банка»). Цифровые структуры, которые создают классические банки, очень большие и не желающие радикально изменять свои бизнес-процессы.
- Модель D: digital native bank («настоящий цифровой банк»). Полноценный онлайн-банк без физических филиалов, который строит коммуникацию с клиентом исключительно в виртуальном мире.
- Модель E: после исследования развития российского рынка была добавлена эта категория, которая включает в себя некредитные организации, входящие в сегмент платежных операций. Например, сервис «Яндекс.Деньги»
Чат-боты в мессенджерах позволяют банкам работать по Модели А, не создавая под бренд отдельное приложение, а используя интерфейс мессенджеров для проведения операций и коммуникации с банком.
Мировой опыт необанка в мессенджерах
Популярный британский необанк Starling Bank добавил интеграцию с мессенджером Slack, что позволило бизнес-клиентам получать уведомления о транзакциях в популярном рабочем мессенджере. Уведомления о поступлении и снятии денег с корпоративного счета приходят в режиме реального времени в приватный канал в Slack. Новое партнерство позволит клиентам банка подключать свой бизнес-аккаунт Starling к рабочему пространству мессенджера.
Благодаря интеграции уведомления Starling о поступлении или снятии денег с корпоративного счета компании будут приходить в режиме реального времени в приватный канал Slack. Новая услуга доступна как для десктопной, так и для мобильной версии мессенджера, сообщается в официальном блоге необанка. Эта услуга доступна для десктопной и мобильной версии мессенджера.
Кроме того Starling Bank, которому принадлежит 2,6% рынка кредитования МСП в Великобритании, предоставляет 26 дополнительных бизнес-услуг в сфере коммуникаций, энергетики и здравоохранения 177 тыс клиентам-предпринимателям.
Чат-боты ВТБ Россия и ВТБ Азербайджан
В декабре 2018 года ВТБ Россия банк ввел в эксплуатацию первый чат-бот в мессенджере. Его разработка заняла около пяти месяцев. Во время пандемии из-за карантинных ограничений выросла нагрузка на чат-бот, которая помогла его улучшить до оценки 4,52 согласно метрике CSI. В частности:
- произошло расширение каналов обслуживания клиентов, запустили ботов в интернет-банке и Viber;
- в сжатые сроки запустили бота для прием заявок на кредитные каникулы;
- выпускались ежедневные релизы новых сценариев бота или даже по 2–3 раза в день и анализ популярных тематик, фокус на 5–10 тематик;
- увеличилось количество переспросов;
- внимание фокусировалось фокус на отрицательной обратной связи клиентов и устранение проблем.
Функционал чат-бота в мессенджере включает в себя:
- открытие виртуальной prepaid-карты DIRECT (пока этот сервис предоставляется только клиентам в Азербайджане, но есть потенциал для внедрения в других подразделениях группы ВТБ);
- оплату коммунальных услуг;
- переводы на карты других банков;
- получение уведомлений о транзакциях;
- получение выписки за определенный период;
- расположение ближайших АТМ;
- оформление кредита, депозита, карты.
Уже в первый день запуска чат-бот привлек 100 активных клиентов, что является хорошим показателем. Люди в некотором смысле очеловечивают свои гаджеты, имея врожденную потребность к коммуникации. Поэтому умный помощник, которому можно доверять, – главный тренд будущего.
Перспективы
Разрабатывая чат-бот ВТБ Азербайджан в Facebook Messenger и WhatsApp, мы в Chatbots.Studio помогли классическому банку в короткие сроки и в условиях ограниченного бюджета создать удобное решение в мессенджерах, не создавая отдельное мобильное приложение. Сейчас продуктом пользуется несколько тысяч клиентов и эта цифра с каждым днем растет. Мы считаем, что необанк в мессенджере это не просто очередной тренд, а must have любого банка.