Биометрический эквайринг. Взгляд Сбербанка
Д. Малых: Мы несколько лет экспериментируем с различными методами осуществления аутентификации клиента при совершении платежей – по голосу, по отпечатку пальца, по капиллярному рисунку ладони и по биометрии лица.
При этом эффективность каждого из ранее указанных методов зачастую зависит от конкретной области применения – то, что обеспечивает должный уровень удобства и скорости совершения операции в рамках одного сценария, может не быть актуальным в рамках другого. С учетом экономических соображений (стоимость оборудования и простота процесса сбора, обновления биометрических данных) и тренда на бесконтактное обслуживание, мы искали оптимальное решение, которое бы подошло именно для обслуживания в торговых точках. Так, в 2020 году совместно с партнерами мы запустили сервис «Оплата одним взглядом» с использованием биометрии лица.
Крупнейшие участники на мировом рынке (Alipay, WeChat, Amazon, Walmart) также инвестируют в развитие данной технологии.
PLUSworld.ru: Биометрический эквайринг – какое развитие вы прогнозируете для этого нового сегмента рынка? Какими факторами оно сдерживается, а какими – стимулируется?
Д. Малых: Ключевым трендом последних нескольких лет является развитие безналичных, в том числе, бесконтактных способов оплаты. Мы видим, что все больше наших клиентов отказываются не только от наличных, но и от «пластика» как форм-фактора, выбирая для себя альтернативные способы оплаты, например, используют цифровые карты и оплачивают свои покупки при помощи устройств с NFC. В оплате по биометрии мы видим достаточно большие перспективы, ведь для совершения покупки клиенту больше не придется думать о том, чтобы не забыть или не потерять свой платежный инструмент – наличные, карту или смартфон. Отметим, что на данный момент снято уже достаточно большое количество барьеров для применения коммерческой биометрии. Теперь темпы развития биоэквайринга будут напрямую зависеть от скорости адаптации и подбора наиболее подходящей технологии для каждой из отраслей.
PLUSworld.ru: Кафе и рестораны уже не первый раз становятся площадкой для продвижения финтех-решений (например, чаевые). Чем это обусловлено, и какие еще сервисы банкам можно «прокачать» через HoReCa? В частности, какова судьба проекта биометрической аутентификации с «Азбукой Вкуса» – что он показал?
Д. Малых: Инновации продвигаются в данном сегменте во многом благодаря самой специфике HoReCa:
- точка для daily spend (ежедневных покупок);
- взаимодействие сотрудника торговой точки с клиентом (возможность рассказать/предложить новый сервис / новый клиентский опыт);
- высокая квалификация персонала и необходимые навыки для использования современных технологических решений.
Проект с «Азбукой Вкуса» показал готовность покупателей использовать биометрические сервисы для совершения покупок. Также он продемонстрировал технические возможности и скорость работы биометрических систем.
PLUSworld.ru: Расскажите об этапах реализации функции «Оплата одним взглядом» в мобильном приложении СберБанк Онлайн. Насколько сложна интеграция с партнером? Сколько шагов должен пройти клиент до осуществления платежа? Почему она интересна конечному потребителю?
Д. Малых: Для использования функции «Оплата одним взглядом» достаточно установить соответствующее оборудование с подключенным эквайрингом от Сбера. Для обеспечения бесшовного клиентского опыта необходима доработка кассового ПО.
Для подключения сервиса клиенту достаточно выполнить два шага:
- Сдать биометрию через приложение СберБанк Онлайн либо в любом отделении банка.
- Подключить сервис «Оплата одним взглядом» в приложении СберБанк Онлайн.
Услуга в первую очередь интересна своей инновационностью. При этом у клиента есть возможность совершать полностью бесконтактную оплату и в результате получать не только привычные бонусы, но и скидки.
PLUSworld.ru: В релизе указывается, что после активации режима «Оплата одним взглядом» достаточно сообщить на кассе о желании оплатить заказ «лицом», на пару секунд снять маску и посмотреть в камеру. Но реальность такова, что сегодня многие ТСП не обслуживают покупателей без перчаток по причине возможных штрафов Роспотребнадзора. Как регулируется этот вопрос?
Д. Малых: Перчатки не мешают проведению операции при помощи сервиса «Оплата одним взглядом». В текущих условиях снятие маски требуется на несколько секунд, это необходимо для повышения точности аутентификации, так как маска закрывает более 50% контрольных точек. Поэтому, сервис подключают партнеры, у которых есть возможность поддержать социальную дистанцию между клиентами и минимизировать их взаимодействие с персоналом.
PLUSworld.ru: Как решается вопрос безопасности в данном решении? Где хранится сформированный цифровой слепок лица? Можно ли использовать его для идентификации клиентов при их доступе к продуктам и услугам, предоставляемым банком?
Д. Малых: Все данные клиента хранятся на защищенных серверах банка на территории России. Передавая данные в банк, клиент подписывает согласие, в котором указаны все возможные сценарии, в которых его данные могут быть использованы. Так же клиент может сам решить, для каких сценариев он хочет использовать биометрические данные, например, проведение операций в банкомате или «Оплата одним взглядом». Указанные сервисы по использованию биометрии в банкоматах и торговых точках невозможно подключить без согласия и подтверждения со стороны клиента.
PLUSworld.ru: Планы и перспективы Сбера в направлении развития проектов биометрического эквайринга на 2021 год?
Д. Малых: Банк ведет постоянную последовательную работу с партнерами по имплементации технологии биометрической аутентификации, о результатах которой читатели PLUSworld.ru будут узнавать одними из первых. Следите за нашими новостями и пресс-релизами в 2021 году!