26.08.2020, 09:36
Количество просмотров 126

Особенности и лучшие практики финтех-рынка Индии и Китая

Согласно исследованию Financial Services Review Asia 2020, в Индии и Китае мобильные банки значительно уступают электронным кошелькам и суперприложениям по охвату аудитории и числу решаемых финансовых задач. Оба рынка насыщены сильными игроками, которые не являются классическими банками, но при этом способны предлагать качественные цифровые сервисы для решения финансовых задач и составлять серьезную конкуренцию мобильным банкам.
Особенности и лучшие практики финтех-рынка Индии и Китая

Как сложилась расстановка сил на финтех-рынках Индии и Китая и чему сервисы этих стран могут научить российских поставщиков финансовых услуг — показывают карты и рынка и лучших практик азиатского финтеха.

Финтех-рынок Индии: электронные кошельки удобнее и популярнее мобильных банков

Открыть карту рынка Индии в отдельном окне

Электронные кошельки в Индии значительно популярнее мобильных банков. Это связано с тем, что банки упустили момент, когда клиентам нужны были удобные платежные инструменты — эту нишу заняли электронные кошельки, которые быстро выросли и стали основным инструментом платежей в Индии. Роль банка чаще всего ограничивается открытием счета, который потом прикрепляется к внешнему кошельку.

У каждого жителя Индии есть как минимум два кошелька, с помощью которых решаются все важные задачи: оплачиваются услуги ЖКХ, интернет и штрафы (в некоторых регионах), покупаются товары и сервисы, жд и авиабилеты. Кошельков очень много, собственные платежные сервисы имеют технологические лидеры — телеком-провайдеры (Airtel и Jio), интернет-гиганты (Amazon и Facebook).

Банки частично уступили и кредитную нишу: чтобы получить кредит, житель Индии также предпочтет воспользоваться займом в кошельке или обратиться в цифровые сервисы – аналог российских микрофинансовых организаций. Они выдают кредиты дистанционно, в том числе и населению, которому обычные банки отказывают в кредитовании.

Самая узкая ниша финтех-рынка Индии — инвестиционные приложения. Население Индии в большинстве не имеет свободные средства для инвестиций. Те пользователи, которые готовы инвестировать — не видят особой необходимости переходить на специальный сервис, поскольку простые инвестпродукты можно купить не только в банках, но и в приложениях кошельков. Сложные инвестиции в Индии не популярны.

Финтех-рынок Китая: мобильные банки проиграли суперприложениям битву за аудиторию

Открыть карту рынка Китая в отдельном окне

Суперприложения Alipay и WeChat — это основные платежные инструменты в Китае. Они дают удобные платежи и переводы, быстро расширяют свои сервисы и занимают ниши, которым банки исторически не уделяли должного внимания. Поэтому даже бурный рост мобильных банков и их функциональное развитие не могут переманить аудиторию суперприложений. Другая часть аудитории, интересная банкам, остается в нишевых электронных кошельках Baidu, BestPay, и платежных сервисах мессенджера QQ и системы UnionPay.

Сами банки, упустив важные ниши финтех-рынка, стараются строить собственные суперприложения и предлагать доступные кредитные карты и рассрочки. Эти продукты рассматриваются жителями Китая, как доступные аналоги обычных кредитов. За потребителей таких продуктов банкам приходится конкурировать с технологически развитыми компаниями других отраслей. Это крупные цифровые банки Webank от Tencent и Ping An Pocket Bank, компания JD.com, крупнейший ритейлер Китая, и Xiaomi, чье приложение Xiaomi Finance может выдавать микрокредиты.

Страховые компании также упустили момент и не смогли предложить хорошие цифровые сервисы. Сейчас они выступают инфраструктурой, а открытие продукта происходит в других каналах — в тех же суперприложениях.

Также, как и в Индии, жители Китая инвестируют неохотно, предпочитая вкладывать в материальные ценности — чаще всего в недвижимость. Те пользователи, которые все-таки готовы инвестировать в рынок, покупают простые инвестиционные продукты в приложениях банков.

Карта лучших практик финтех-приложений Индии и Китая

Открыть карту лучших практик в отдельном окне

Карта лучших практик показывает, что поставщиком лучшего пользовательского опыта не обязательно бывает лидер рынка. Например, несмотря на популярность кошельков, китайские банки предлагают больше ценных практик. Это можно объяснить тем, что они постоянно находятся в гонке с гигантами рынка: им крайне важно вовлечь клиента в свой продукт, максимально упрощая его задачи. Также хорошие практики решения задач кредитования предоставляют и банки и кредитные сервисы, опять же, несмотря на то, что на рынке лидируют МФО.

Меньше всего на карту попало практик из сервисов для инвестиций, кредитования и страхования. Это одно из немногих совпадений с рыночной ситуацией: на картах рынков эти сервисы не являются лидерами в собственных сегментах, больше интересных инсайтов по покупке инвестиционных и кредитных продуктов дают суперприложения, электронные кошельки и мобильные банки.

Общее заключение по рынкам Индии и Китая

Мобильные банки Индии и Китая в свое время упустили важные моменты развития своих цифровых сервисов, что привело к бурном росту новых игроков, готовых предложить доступные и удобные функции населению. Доступность и удобство критически важны в странах, где чрезвычайно сложная социальная стратификация и цифровое неравенство. Об этом говорит и то, что банки вынуждены делить с небанковскими организациями не только ниши платежей, но классические для себя сегменты кредитования.

В этой связи для любого финтех-стартапа, который запускается в условиях близких к азиатским (большие конкурентные рынки, определяющая роль регуляторов, неоднородное население) важно понимать возможности своей аудитории, продумывать путь клиента за пределами цифровых каналов (и в Китае и в Индии очень много офлайн-операций) и всегда давать ему альтернативные варианты решения задач, недоступные в других сервисах.

По материалам Markswebb

Рубрика:
{}Технологии
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube