QR-платежи в Apple Pay – экспансия в Китай и новый виток борьбы с промежуточным оборудованием?
PLUSworld.ru: Как вы оцениваете появление в ApplePay нового способа оплаты – с помощь QR-кодов?
В. Канин: Очевидно, что появление новой платежной функции в ApplePay – прежде всего нацелено на китайский рынок. Благодаря тому, что на протяжении последних лет мессенджеры WeChat и QQ активно развивают сервисы оплаты с помощью QR-кодов, этот способ платежей пользуется в Китае наибольшей популярностью и для Apple это подготовленная аудитория. ApplePay сразу же начнет конкурировать на китайском рынке с этими двумя компаниями. При этом, я почти убежден, что Apple удастся очень быстро договориться с национальной платежной системой Китая China UnionPay о сотрудничестве в этом направлении и каких-то специальных условиях.
Аналогичных договоренностей можно ожидать и с банками-эквайрерами на рынках Северной Америки, а также с кем-то из крупных провайдеров платежных услуг (PSP) Square, Stripe, Venmo,
Новый метод оплаты, вероятно, появится и в России, но, как и в случае с запуском основного сервиса ApplePay, это произойдет позднее основных рынков Apple (США, Европа, Китай). При этом стоит отметить, что этот продукт будет в явном виде конкурировать с Системой быстрых платежей (СБП, оплата товаров и услуг), поскольку привязанная к ApplePay карта любого банка – это и кешбэк для ее держателя и эквайринговый доход эмитента карты, пусть и с комиссией Apple. В любом случае это выгоднее для эмитента, чем перевод или оплата в рамках СБП. Для мерчантов же, наоборот, выгоднее, когда и если покупатель будет расплачиваться с помощью СБП (так как комиссия называется заметно ниже, на уровне 0.4%). Поэтому здесь ожидается очень интересная борьба продуктов. Возможно даже, что ЦБ, как автор проекта СБП постарается включить административный ресурс и создать барьеры для выхода такого продукта от ApplePay
PLUSworld.ru: Говорит ли это о том, что компания Apple Pay видит большие перспективы развития способа оплаты по QR-коду для рынка в целом?
В. Канин: С одной стороны – QR коды позволяют мерчантам и банкам обходиться без дорогостоящего POS-терминального оборудования. Эта снижение издержек – хорошее подспорье для малого и микробизнеса. С другой стороны, есть ограничения – скорость платежа, механика онбоардинга новых клиентов/покупателей. Так, на смартфон должно быть установлено банковское приложение или кошелек, которые поддерживают именно этот формат QR-кодов (а их несколько).
Как известно, Россия занимает лидирующие позиции по количеству и росту платежей, совершенных с помощью бесконтактных карт, и ApplePay / GooglePay, и вполне вероятно, что появление нового способа оплаты еще больше укрепит эти показатели. При этом повторюсь, что оплата по QR-коду – это нишевый метод. Его скорость по сравнению с NFC-транзакцией невысока, поэтому такую технологию пока нельзя использовать в высоконагруженных торговых точках, таких как метрополитен (но при этом вполне можно в такси или междугородних автобусах), ни в сложных торговых комплектах оборудования. Время покажет, как ApplePay реализует сценарий взаимодействия продавец-касса-оборудование-покупатель, и самое главное, как он будет реализован на стороне мерчанта.
В целом повторюсь – это не прорывной, но сильный эволюционный шаг, нацеленный на борьбу с промежуточным эквайринговым оборудованием. И технологический и маркетинговый авторитет Apple только усиливает ожидания от этой эволюции.
PLUSworld.ru: Стоит ли ожидать, что аналогичный платежный функционал появится в GooglePay и SamsungPay? Что ждет рынок QR-платежей в ближайшем будущем?
В. Канин: Несомненно, ведь ни GooglePay, ни SamsungPay не захотят пропускать этот ход в «гонке инноваций», независимо от того, «полетит» новая технология или «не полетит». А учитывая, что основная платежная инфраструктура по приему привязанных карт ими уже создана, то им останется только поддержать историю с QR-кодами.
Считаю, что уже сейчас WeChat, QQ и другим игрокам необходимо начинать очень сильно обеспокоится, как удержать существующие позиции на рынке QR-платежей в ближайшие несколько лет, особенно в том случае, если Apple и, что чуть менее вероятно, Google, смогут договориться с UnionPay о преференциях или специальных условиях.
PLUSworld.ru: Будет ли выгоден данный способ оплаты для международных и национальных платежных систем?
В. Канин: Реализация данного сценария выгодна международным платежным системам Visa и Mastercard, поскольку для них это добавляет еще один канал приема карт, теперь даже там, где нет классических POS-терминалов или NFC-терминалов.
По материалам PLUSworld.ru