Ак Барс Банк: пандемия не повлияла на время предоставления и качество финансовых услуг
ПЛАС: Влияние пандемии COVID-19 на банковский сектор и рынок платежей. Какие моменты здесь вы могли бы выделить в целом? С какими наиболее крупными проблемами столкнулся ваш банк и как он выходит из ситуации? Большинство банков сейчас пересматривает планы продаж, экономику основных продуктов и даже сами модели ведения бизнеса – в какой мере это справедливо для вас?
Р. Селиванов: Пандемия, прежде всего, затронула реальный сектор экономики. Карантин значительно ограничил передвижения людей, что привело к резкому изменению спроса на товары. На фоне этого в феврале-апреле произошел резкий, но краткосрочный скачок спроса на банковские кредиты и пластиковые карты. Кредитование корпоративных клиентов в большей степени стагнировало. Коммуникация с клиентами максимально переведена в удаленные каналы обслуживания. Несмотря на это, работа офисов продаж не приостановлена — они продолжают принимать клиентов с соблюдением всех мер предосторожности.
В финансовой сфере эти процессы начались задолго до текущей ситуации, и банки спокойно проходят период полного перехода на удаленные каналы взаимодействия. В нас укрепилась позиция, что все, что мы делали ранее, было сделано верно и не напрасно. Сегодня клиенты чувствуют, что они получают финансовые услуги вовремя и в нужном объеме.
ПЛАС: Ваше мнение – регулятор и сама российская банковская система были готовы к происходящему? Что свидетельствует – за, и что – против? Роль регулятора в минимизации проблем, обрушившихся на рынок с приходом пандемии? Ваша оценка уже предпринятых и планируемых государством мер?
Р. Селиванов: Здесь нет однозначного ответа. С одной стороны, кризис беспрецедентен по своему масштабу даже в контексте мировой экономики. Последствия бизнеса оценить пока еще никто не может. Те прогнозы, которые дают аналитики по вопросам падения экономики, сжатию инвестиционной активности, росту безработицы и падению доходов населения, не дают уверенности в быстром восстановлении экономики в ближайшие несколько лет. С другой стороны, в стране сформировался определенный запас прочности как с точки зрения управления финансами государства, так и устойчивости банковской системы. Запас прочности финансов государства обеспечен объемом резервов, который был сформирован в период более высоких цен на нефть. Запас прочности банков образовался за счет расчистки Центробанком банковской системы в предыдущие годы, объемом прибыли, которую получили банки в последние годы. Также положительное влияние оказывают адаптированные действия ЦБ РФ, которые направлены на поддержание стабильности банковской системы.
ПЛАС: Ситуация с работой банковских отделений – стоит ли ожидать, что в РФ будет реализовываться британский сценарий, при котором часть отделений закрывается, а часть – минимизирует время работы?
Р. Селиванов: Многие банки в период самоизоляции сократили количество регулярно работающих офисов, и клиенты начали активнее использовать дистанционные каналы. Мы ожидаем, что с середины мая офисы, приостановившие работу, начнут постепенно открываться.
Важным последствием самоизоляции для банков станет значительное ускорение сокращение их числа. У банков появилось понимание, что нужно продолжать активно переводить свои услуги сервисы в диджитал-среду, и на это есть спрос со стороны клиентов.
ПЛАС: Будущее банкинга в новом формате. Ваше видение стратегии и тактики в период пандемии и после? Чему участников рынка научит нынешний кризис? Ваш прогноз развития экономики страны и региона на ближайшее время, включая возможные сроки выхода из кризиса и ситуацию в сегменте СМБ согласно новой экономической риск-модели вашего банка.
Р. Селиванов: По нашим прогнозам, в базовом сценарии падение ВВП по итогам года составит 3-5%. Больше всего пострадают следующие отрасли: транспорт, непродуктовый ритейл, сектор услуг, прежде всего HoReCa. Дальше по цепочке – владельцы коммерческой недвижимости, поставщики пострадавших отраслей и т.д. Объемы потерь оценить сложно, можно только сказать, что они будут рекордные за всю современную российскую историю. Меньше всего пострадают продуктовый ритейл, коммунальное хозяйство. Развитие получат дистанционные сервисы – онлайн-кинотеатры, игры и СМИ.
ПЛАС: Бизнес-кейсы сохранения банка в рабочем состоянии в условиях пандемии. Креативные идеи для работы с клиентами и организации работы с сотрудниками. Какой процент штата работает на дистанционке, в целом и в разрезе подразделений? Практикуете ли вы или собираетесь практиковать временное круглосуточное проживание отдельных категорий сотрудников в офисе на время карантина? Как в целом изменилась логистика, какие технологии используются?
Р. Селиванов: В Ак Барс Банке большинство сотрудников бэк-офиса работают удаленно, фронт-офис работает в обычном режиме. Некоторые отделения приостановили свою работу или изменили режим обслуживания. Вводить временное круглосуточное проживание отдельных категорий в офисе на время карантина не планируется.
Для коммуникаций и оперативного решения задач сотрудники проводят онлайн-встречи в Teams, Discord и других программах и мессенджерах. В формате видеосвязи проводятся общебанковские мероприятия. Например, в апреле состоялось онлайн Big Demo, где команды представили свои достижения за первый квартал.
HR-активности также проходят в онлайн-режиме. Бизнес-тренеры банка проводят для сотрудников и всех желающих мастер-классы по развитию soft skills, функциональные тренировки, лекции по теме ЗОЖ.
Источник: PLUSworld.ru