Банки в эпоху COVID-19: снижение комиссионных доходов и рост интернет-эквайринга
По нашим прогнозам, количество операций и объем переводимых сумм будет увеличиваться. Предварительно можно сказать, что этот показатель в апреле вырос на треть.
Сейчас мы фиксируем рост среднего чека по переводам и связываем это с отменой комиссии за переводы по СБП до 100 тысяч рублей у других банков. Ак Барс Банк комиссию за переводы не взимает. Если будут введены ограничения, средний чек может уменьшиться. Результаты работы СБП превзошли наши ожидания в части объемов переводов. В отдельные периоды количество переводов увеличивалось в 2 раза. Мы положительно оцениваем развитие данной услуги и следуем тенденциям рынка.
Максим Яныгин, начальник Управления развития продуктов и работы с портфелем Департамента банковских карт Газпромбанка:
В апреле мы наблюдаем снижение объемов комиссионных доходов от продажи агентских продуктов вследствие сокращения объемов потребительского кредитования. Но в условиях пандемии карточный портфель ГПБ демонстрирует свою устойчивость в генерировании как комиссионных, так и процентных доходов.
С марта мы отмечаем изменение клиентского поведения в структуре своих расходов. Люди перераспределили свое потребление, увеличив долю покупок в супермаркетах и аптеках. Также увеличилась доля e-com операций на 4 процентных пункта, достигнув 22% в общем объеме покупок.
Регулятор, значимо уменьшив эквайринговую комиссию, пошел навстречу конечным потребителям для снижения цен в e-com. В след за регулятором значения межбанковских комиссий снизили платежные системы. В данных условиях Банк вынужден отменить начисление кешбэка за такие операции, так как Банк больше не получает доход, который идет на выплату кешбэка клиенту.
Павел Ефремов, заместитель председателя правления Банка «НЕЙВА»:
Мы только что говорили о том, что ЦБ РФ принял ряд адекватных мер по поддержке банковского сектора и экономики в условиях кризиса. Однако регулирование эквайринговых комиссий, на наш взгляд – действие малоэффективное, носящее популистский характер. И несвоевременное. Сегмент e-commerce хорошо зарабатывает даже в кризис, снижение платежей за эквайринг на этом фоне выглядит странно. А банки теперь вынуждены ограничивать или прекращать действие программ по начислению клиентам кэшбэка за операции по картам, так как источником денег для этого служили именно эквайринговые комиссии. Некоторые банки, в том числе «НЕЙВА», чтобы поддержать клиентов в такой ситуации, идут на дополнительные расходы, предоставляя им некоторые услуги, например, РКО на определенный период, бесплатно.
Вы также можете ознакомиться с другими ответами П. Ефремова
Георгий Коннов, руководитель направления по развитию электронной коммерции Райффайзенбанка:
Интернет-эквайринг предсказуемо растет. У ряда крупных клиентов оборот превысил уровень марта в 6 раз. Причем рост приходится не только на льготные категории с пониженной ставкой. Однако, если смотреть по клиентам, использовавшим как торговый, так и интернет эквайринг, даже такой скачок оборота не позволил превысить 50% от оборота в торговых точках в марте. В среднем, если исключить продуктовые магазины, мы наблюдаем падение оборота в торговом эквайринге от 50 до 70% в зависимости от размера бизнеса, а многие партнеры просто остановили свою работу и не провели ни одной транзакции.
Регулирование комиссий эквайринга обсуждалось давно и ограничение комиссии в 1% для ряда категорий вряд ли временное. С одной стороны, ряд банков уже отменил кешбэк в льготных категориях. С другой стороны, эти меры ограничивают рост себестоимости эквайринга, что облегчает прием карточных платежей для бизнеса. Однако, важно не впадать в крайности, т.к. обнуление комиссий на примере ЖКХ может убрать весь смысл интеграции поставщиков услуг с платежными системами.
Марина Дембицкая, член правления, директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка:
Прежде всего, не стоит обманываться «глобальностью» изменений. Жизнь с началом пандемии мало изменилась в регионах. И все изменения в поведении клиентов и в структуре их доходов, о которых можно говорить, происходят в непосредственной близости от «столиц» и не характеризуют изменения по стране в целом.
Что касается оценки изменений, лучше дождаться середины лета для выводов, но скорее всего будут заметны следующие изменения в центральных округах и больших городах.
Во-первых, люди стали чуть больше тратить, особенно в начале пандемии. Это было заметно, было больше покупок, потом постепенно эта активность стихла. Во-вторых, скорее всего, по итогам отчета за третий квартал будет заметно некоторое смещение оборотов по картам от снятия наличных в пользу POS-трансакций и переводов с «карты на карту». В-третьих, возрастет количество и оборот по покупкам в больших интернет-магазинах – товаров первой необходимости и еды. Будет также заметна активность пользования онлайн-медиа ресурсами.
Вы также можете ознакомиться с другими ответами М. Дембицкой
РНКБ: Комиссионный доход от операций ФЛ в апреле сократился на 29% по сравнению с мартом 2020 г. Комиссионный доход корпоративных клиентов в апреле сократился на 15% по сравнению с мартом 2020 г.
Доля платежей в дистанционных каналах увеличилась на 7% до 93% по сравнению с мартом 2020 года. Количество операций в кассах сократилось более чем в 2 раза, среднее время ожидания в очереди сократилось более чем в 10 раз до 43 сек.
Вы также можете ознакомиться с ответами экспертов банка РНКБ на другие вопросы
Константин Носков, вице-президент – директор по стратегическому развитию банка «Санкт-Петербург»:
В части рынка платежей и переводов существенно снизился спрос на услуги по переводам в иностранной валюте по объективным причинам отсутствия у клиентов банка потребности из-за закрытия границ, снижения курса рубля и прекращения международного воздушного сообщения, прогнозируемый спад – на 30% в период ограничений с медленным восстановлением в течение нескольких лет. Также существенно снизились операции по переводам в апреле через физические каналы (офисы и платежные киоски) из-за физической их недоступности ввиду ограничительных мер и закрытия банковских офисов.
При этом существенно возросло использование цифровых каналов проведения платежей Банка «Санкт-Петербург», а именно интернет-банка и мобильного приложения BSPB. В апреле количество клиентов, совершающих более 1 платежа/перевода в месяц возросло к началу 2020 года настолько же, сколько за весь 2019 год, и немаловажным здесь является наличие в Банке, развитой инфраструктуры платежных сервисов, которые стали максимально востребованы в период самоизоляции клиентов Банка.
С марта 2020 года Банк «Санкт-Петербург» является участником Системы быстрых платежей Банка России и позволяет осуществлять переводы в более чем 40 банков-участников по номеру телефона. Банк России в рамках поддержки населения и экономики ввел с 1 мая запрет на взимание комиссии за этот сервис при переводах до 100 тыс. руб. в месяц. Банк, не дожидаясь этой даты и понимая важность и социальную ответственность перед своими клиентами, отменил комиссионный сбор уже с 15 апреля.
В части банковских карт, заметно сократились комиссионные доходы от операций с банковскими картами, что стало последствием не только действий регулятора в части эквайринговых комиссий, но и заметного сокращения оборотов клиентов по банковским картам.
Вы также можете ознакомиться с другими ответами К. Носкова
Елена Сорвина, директор по развитию корпоративного бизнеса УБРиР:
Находясь на самоизоляции, люди стали чаще совершать покупки в интернет-магазинах - количество транзакций за последний месяц выросло на 40%. И многие предприниматели начали перестраивать свои бизнес-процессы и активнее внедрять дистанционные сервисы для своих клиентов – с середины марта мы видим рост спроса на установку интернет-эквайринга на треть.
Сложившаяся ситуация вокруг самоизоляции сделала онлайн-покупки необычайно востребованными. И мы уверены, что сейчас переход на дистанционные услуги – оптимальный вариант для того, чтобы поддержать свой бизнес.
Татьяна Ерамова, директор стрима Daily banking МТС Банка:
Комиссия за эквайринг – это не новая история, к этому все давно шло. Но для клиентов – физических лиц, все не так однозначно, т.к. в целом на рынке складывается тенденция к снижению кешбэка за онлайн-покупки.
Источник: PLUSworld.ru