20.05.2020, 14:23
Количество просмотров 218

COVID-19 в Беларуси вышел на «плато». Пандемия продолжится до сентября?

В Беларуси до сих пор не введен карантин, а многие бизнесы терпят такие убытки, что вынуждены либо менять формат работы, либо полностью уходить с рынка. По оценкам эксперта PLUSworld.ru Олега Захарова, директора компании-разработчика мобильных приложений и веб-сервисов для рынка ритейлеров и банковского сектора ООО «ПрофМаркетСистем», пандемия может продлиться до августа-сентября 2020 года, и за это время до 30% от общего количества предприятий Республики Беларусь могут испытывать серьезнейшие трудности с продолжением своей работы.
COVID-19 в Беларуси вышел на «плато». Пандемия продолжится до сентября?

Продолжаем серию репортажей наших внешних экспертов из самых разных стран мира, включая Сигапур, Индию, Кипр, Канаду, Новую Зеландию, Нидерланды, Бельгию, Израиль, Беларусь, Великобританию, Португалию, Уругвай, Кению, Грузию и Армению.

PLUSworld.ru: Как изменилась повседневная жизнь населения в вашей стране в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией? Как вводимые государством антикризисные меры повлияли на деловую активность и организацию рабочего процесса?

О. Захаров: Понятие «шоппинг» сильно изменилось. Покупатели стали предпочитать дистанционную доставку товаров через интернет-магазины, а если и покупают что-то в обычных магазинах, то стараются сделать покупку и покинуть их как можно скорее.

Соответственно, понятие «шоппинг» радикально изменилось и для ритейлеров. Сейчас продавцам уже сложно рассчитывать на традиционный формат торговли с торговыми залами и эффект «спонтанной» покупки.

Несмотря на то, что официально в стране не вводили никаких ограничений на передвижения для людей, многие стараются остаться дома, ограничить посещение магазинов, кафе и ресторанов. Соответственно, первыми под удар попали общепит, сфера обслуживания (парикмахерские, развлекательные центры, фитнес и т. п.).

Туристическая отрасль пострадала в сегменте отдыха за границей в связи с отменой авиасообщения и карантина в странах, которые были традиционным местом отдыха жителей Беларуси. Но при этом местный экотуризм не только не пострадал, но и практически сохраняет свою активность в связи с тем, что многие городские жители, которые ушли на дистанционную форму работы, решили переехать загород и, соответственно, увеличился спрос на агроусадьбы и дачные домики. Основную массу «новых городских жителей» составляют люди из ИТ-индустрии и банковской среды. Белорусские ритейлеры столкнулись с тем, что выручка упала на 90%. И сейчас стоить задача – как продавать в таких условиях? Постепенно белорусские торговцы начинают использовать технологию дополненной реальности. Технология позволяет «принести магазин» домой покупателю в виде виртуальной витрины, которая дает клиенту эффект полного присутствия товара в доме. Одно из нынешних предложений – это мобильное приложение AReelle. Оно объединяет торговую площадку с витриной, программу лояльности и возможность заказать товар онлайн. Сложившиеся условия подталкивают продавцов инвестировать в новую дополненную реальность.

Как я уже отмечал, по нашим оценкам неблагоприятная ситуация сохранится до августа-сентября, и за это время до 30% от общего количества предприятий в Республике Беларусь могут столкнуться с трудностями продолжения дальнейшей работы.

PLUSworld.ru: Какие изменения платежной индустрии, присущие Беларуси на фоне пандемии, вы бы могли отметить?

О. Захаров: На данный период развития ситуации мы можем отметить два существенных тренда платежной индустрии: отказ от наличных денежных средств и использование бесконтактной системы оплаты. Речь уже не идет о том, чтобы покупатель передавал карту продавцу в руки и набирал ПИН-код на терминале. Максимально бесконтактный шоппинг – вот то, что граждане хотят сейчас получить. Также мы отмечаем, что офлайн-торговля старается переходить в онлайн-формат. Кроме того, у потребителей в режиме самоизоляции становится больше времени на онлайн-шоппинг, а значит, покупки становятся более продуманными, и у ТСП стоит задача удержать внимание покупателя на своем товаре. На этом фоне мы наблюдаем рост в сегменте рекламного бизнеса. Таргетированная реклама в социальных сетях – это главный канал для ритейла. Кроме того, как я уже отмечал, начинают использоваться ноу-хау технологии для белорусского рынка – например, технология дополненной реальности.

В белорусских банках мы наблюдаем все меры дистанционного использования обслуживания клиентов. В первую очередь речь о сервисах интернет- и мобильного банкинга. С помощью них можно оформлять заявления различного характера на использование банковских услуг. На фоне пандемии и Национальный банк республики Беларусь порекомендовал коммерческим банкам автоматически продлевать срок действия платежных карт. Срок действия данной инициативы – как минимум до 1 июля 2020 года.

PLUSworld.ru: Наблюдается ли в условиях пандемии стремление ритейлеров, включая крупные торговые сети, минимизировать услуги классической инкассации в пользу самоинкассации с помощью АДМ?

О. Захаров: На текущий период развития ситуации, несмотря на рост количества заболевшего населения, информация с рекомендациями или регулятивными протоколами не вводится. Дополнительные санитарные нормы и гигиенические процедуры по обработке наличных денег не практикуются, схема работы стандартная.

Несмотря на это, Национальный банк РБ практикует оставлять наличную денежную массу на «карантин». Четырнадцать дней деньги остаются в хранилище, затем сортируются по степени износа или загрязненности и поступают обратно в обращение. Гражданам Нацбанк рекомендует использовать безналичные средства платежа.

Услуги самоинкассации крупными торговыми сетями не используются, но наш взгляд, развивающаяся пандемия ускорит процессы бесконтактных схем взаимодействия на кассово-инкассаторском рынке.

PLUSworld.ru: Как вы оцениваете изменение покупательской активности в продовольственном и непродовольственном ритейле? Рост и падение по категориям. Насколько выросла активность в онлайн-сегменте? Справляются ли ритейлеры с выдачей заказов? Каков процент кооперации в ритейле онлайн и офлайн?

О. Захаров: Среди главных последствий текущей пандемии на фоне экономического кризиса, во время которой люди теряют работу и уходят в вынужденные отпуска, стоит отметить рост в сегменте онлайн-торговли. Практически вся офлайн-торговля старается максимально быстро переходить в режим онлайн. При этом в связи со слабой «финансовой» подушкой жители тратят средства в продовольственном сегменте, но сокращают траты в непродовольственном. Был момент, когда произошел скачок на валютном рынке, и белорусы стремительно нарастили долю в продажах бытовой и электробытовой техники (февраль–март 2020 года), но на данный период времени это уже не актуально. Зато сегодня все так же актуальны продажи в офлайн- и онлайн-сегментах товаров медицинского назначения: антисептиков, масок, антибактериальных средств. Согласно некоторым исследованиям, здесь наблюдается девятикратный рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. А вот в сегменте туристических услуг, ресторанного бизнеса и развлечений идет значительное и резкое сокращение объемов продаж. Это вполне логично – люди ушли в режим самоизоляции, а в других странах введен карантин и закрыты границы.

PLUSworld.ru: Отмечаете ли вы рост сервисов онлайн-заказа и доставки товаров и продуктов питания на дом? Насколько качественно оказывается данный вид услуги?

О. Захаров: Да, На фоне повышающегося спроса на услуги онлайн-заказов растет спрос на услуги курьерской доставки продуктов питания и других товаров. Со стороны государства людям пенсионного возраста социальные службы предлагают волонтерскую помощь, чтобы граждане оставались дома, а волонтеры приносили на дом необходимые продукты питания из магазина. В службах курьерской доставки из-за повышенного спроса по понятным причинам увеличились сроки доставки заказываемой продукции (до 7 дней, ранее – в течение одного-двух дней). На рынке появляются новые сервисы доставки. Правительству со стороны бизнеса предложили разрешить реализацию безрецептурных лекарств в интернет-магазинах. Некоторые аптечные сети запустили возможность доставки товара в ближайшую к покупателю аптеку при онлайн-заказе лекарств.

PLUSworld.ru: Какие изменения уже произошли в сегменте HoReCa? Обещают ли власти компенсации потерь в ресторанном бизнесе? Каковы ваши прогнозы относительно скорости восстановления работы сферы гостеприимства в вашей стране?

О. Захаров: Как и отмечалось ранее, первый удар пришелся на сегмент туристических и гостиничных услуг. Сегодня власти не обещают никаких компенсаций в этих сферах. При этом правительство недавно анонсировало программу финансовой поддержки физических лиц в это непростое для страны время. Государство готово поддержать тех, кто потерял работу. Для этого планируется увеличить размер пособия по безработице — до бюджета прожиточного минимума (с 1 мая этот показатель вырастет почти до 247 белорусских рублей – порядка 7,4 тыс. российских рублей). Сейчас максимальный размер пособия по безработице составляет 54 белорусских рубля, а среднее – меньше 30 рублей. Также власти готовы оказать материальную помощь людям с низкими доходами, и которые получают государственную адресную социальную помощь. Планируется, что выплаты увеличатся примерно на 50−55 белорусских рублей на одного человека. Кроме того, предлагается поддержать граждан, которые вынужденно уходят в неоплачиваемый отпуск, поскольку их предприятия-работодатели находятся в простое. Таким работникам доплатят до минимальной зарплаты, которая сейчас составляет 375 белорусских рублей (11,2 тыс. российских рублей).

Какой-либо прогноз по выходу из текущей экономической ситуации делать еще рано. На данном этапе мы идем к «пику» пандемии в стране. По личным ощущениям, бизнес и граждане будут ощущать последствия кризиса еще не менее 8–12 месяцев.

По материалам PLUSworld.ru

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ