20.05.2020, 13:58
Количество просмотров 857

РГС Банк: банковский сектор подошел к пандемии в хорошей финансовой форме

Портал PLUSworld.ru в рамках серии материалов рассказывает о том, какое влияние оказывает пандемия на банковский сектор и рынок платежей,  насколько регулятор и банковская система оказались готовы к такому «стресс-тестированию», как изменилась структура доходов кредитных учреждений и как обстоит ситуация с работой банковских отделений, какие цифровые технологии и бизнес-кейсы позволяют банкам функционировать в текущих условиях самоизоляции и карантинов. На эти и другие вопросы портала отвечает Марина Дембицкая, член правления, директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка.
РГС Банк: банковский сектор подошел к пандемии в хорошей финансовой форме

Влияние пандемии на банковский сектор и рынок платежей

По разным оценкам, влияние пандемии на банковский сектор выражается в общем ухудшением кредитного профиля заемщиков, оцениваемое 2-3 триллиона руб.  Это без учета вероятности второй волны, которая может повлечь за собой еще 0,6-1,5 триллиона руб. финансовых потерь. Проблем у нашего банка как таковых нет, поскольку переход на удаленный режим работы прошел планомерно. В силу же  особенности текущей ситуации все банки  без исключения рассматривают пути и инструменты адаптации к новым реалиям.

Готовность регулятора и банковской системы к происходящему

Готовность к чему – либо предполагает  точное знание, что произойдет в очередной момент времени. Уверены, что к этому варианту событий не был готов никто. Но вместе с тем надо сказать, что банковский сектор к этому моменту действительно подошел в хорошей финансовой форме. Также  существенное положительное влияние оказали и продолжают оказывать  быстрый оклик регулятора и его готовность идти навстречу. Оценку мер проводить в настоящий момент рано: глубина кризиса и масштаб финансовых потерь начнут просматриваться лишь по итогам второго квартала и окончательно станут прогнозируемыми по итогам третьего.

Кредитные каникулы – за и против

У нас поступает до 50 запросов в день, большая часть не подходит по общим требованиям законодательства – сумма кредита, дата выдачи кредита.

Положительные решения принимаются при полном соответствии требованиям законодательства, в т.ч. когда заемщик уверен, что сможет подтвердить документально снижение своего дохода на 30% и более по сравнению со средним уровнем дохода за 2019 год, а также когда он уверен, что ему сейчас помогут именно кредитные каникулы, а не текущие предложения банка, направленные на поддержку заемщиков в сложной ситуации.

Комиссионный бизнес в условиях карантина

Прежде всего, не стоит обманываться «глобальностью» изменений. Жизнь с началом пандемии мало изменилась в регионах. И все изменения в поведении клиентов и в структуре их доходов, о которых можно говорить, происходят в непосредственной близости от «столиц» и не характеризуют изменения по стране в целом.

Что касается оценки изменений, лучше дождаться середины лета для выводов, но скорее всего будут заметны следующие изменения в центральных  округах и больших городах.

Во-первых, люди стали чуть больше тратить, особенно в начале пандемии. Это было заметно, было больше покупок, потом постепенно эта активность стихла. Во-вторых, скорее всего, по итогам  отчета за третий квартал будет заметно некоторое смещение оборотов по картам от снятия наличных  в пользу POS-трансакций и переводов с «карты на карту».  В-третьих, возрастет количество и оборот по покупкам в больших  интернет-магазинах – товаров первой необходимости и еды. Будет также заметна активность пользования онлайн-медиа ресурсами.

Онлайн-платежи

Опять же, согласимся с тем, что в крупных  городах во время карантина стали популярны дистанционные сервисы, но это совсем не говорит о росте популярности онлайн-платежей. В этом плане стоить разделять дистанционные сервисы и онлайн-сервисы.  Так, однозначно, люди стали больше заказывать товары и еду «с доставкой».   Те, кто раньше этого не делал,  вынужденно изменили привычки и перешли на заказы онлайн.  Те же, кто раньше покупал дистанционно, продолжили привычные покупки.  Также  можно говорить и о том, что выросли платежи по картам – но не только при оплате покупок в Интернете, чаще – при оплате картой курьеру.

Цифровые технологии

В первую очередь банк продемонстрировал свою стабильность: системы были готовы к увеличению объема операций в режиме 24\7. Во-вторых, мы изначально предъявляем жесткие требования при запуске систем. В меньшей степени мы смотрим на текущие показатели, а в большей – на планируемые показатели с горизонтом в 3-5 лет. Т.е. заранее выбираем системы, которые смогут удовлетворить наши потребности в будущем. Аналогично и с инфраструктурой, способной подержать планируемые показатели.

Если дополнить активности банка в направлении развития дистанционных каналов продаж, то банк ускорил реализацию уже стартовавшего проекта по доставке банковских  продуктов в любой регион России. Проект развивается по плану. Уже есть пилотные доставки кредитных,  скоро запустится доставка  сберегательных  продуктов.

Роль банковских мобильных приложений в условиях самоизоляции

Мобильные приложения были и останутся наиболее перспективным направлением развития и «банковских  продуктов». Это важный для клиентов канал оформления и получения банковских  продуктов,  который нельзя было упускать из  внимания ни до пандемии, ни после. При этом стоит отметить, что гораздо чаше мобильные приложения используют люди молодого возраста (до 35 лет).

Пользователи всегда выдвигают два основных  требования к банковским продуктам и коммуникациям с банками: выгода и безопасность. Далее идет удобство и качество обслуживания, но это уже специфические характеристики для людей разного возраста и достатка.  Если в первых  двух факторах у человека будет хоть малейшее сомнение, он просто не будет обслуживаться в банке.

Daily banking остается ключевым направлением развития мобильного канала ДБО в текущих условиях. По статистике, большинство людей, обсуживающихся в разных банках, готовы полностью перейти со временем на дистанционное обслуживание (если конечно,  сочтут это более выгодным и безопасным,  чем офлайн-банкинг).  А чуть больше половины готовы открыть следующий свой продукт в интернет-банке/ мобильном банке.

Источник: PLUSworld.ru

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ