Индия в период пандемии. Новые проблемы – новые возможности?
Продолжаем серию репортажей наших внешних экспертов из самых разных стран, включая Кипр, Канаду, Новую Зеландию, Нидерланды, Бельгию, Израиль, Беларусь, Великобританию, Португалию, Уругвай, Кению, Грузию и Армению.
PLUSworld.ru: Как изменилась повседневная жизнь населения Индии в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией? Как вводимые государством антикризисные меры повлияли на деловую активность и организацию рабочего процесса?
Д. Шах: Конечно, производственный сектор столкнулся с серьезными проблемам, т. к. занятые в нем специалисты не могут работать удаленно. Основные отрасли также обеспокоены этой проблемой, хотя фармацевтические компании и сектор товаров первой необходимости испытывают некоторое спокойствие в связи с тем, что по-прежнему работают, хотя из-за высокой зависимости от логистики и других внешних служб работа сейчас запущена не на полную мощность. Все эти факторы не позволяют в полной мере оправдать ожидания бизнеса и занятых в нем людей. Индия пережила два периода изоляции (в общей сложности 40 дней), а сейчас находится в третьем периоде (еще на 15 дней), но большинство сфер уже открылись с некоторыми ограничениями в расчете обеспечить рост экономике.
Правительство решило придать национальной экономике стабильность, вбросив в нее некоторые денежные средства, но только время покажет, помогут ли предпринятые меры восстановлению убытков после 40 дней простоя, и неизвестно, не повторится ли такая ситуация вновь.
Электронная коммерция – еще одна отрасль, которая испытала полную остановку продаж товаров не первой необходимости, и, как мы знаем, большинству компаний, ведущих электронную коммерцию, нелегко будет выжить в это сложное время.
PLUSworld.ru: Какие изменения платежной индустрии, присущие Индии на фоне пандемии, вы бы могли отметить?
Д. Шах: Здесь я назвал бы новый подход к дистанционному банковскому обслуживанию – доставка наличных к порогу, мера, предпринятая государством, чтобы помочь населению оставаться дома и получить деньги на дом.
Наблюдается и цифровой бум – населению пришлись по душе цифровые транзакции вместо наличных при совершении повседневных покупок – только для того, чтобы избежать использования банкоматов / отделений банков.
PLUSworld.ru: Наблюдается ли в условиях пандемии стремление ритейлеров, включая крупные торговые сети, минимизировать услуги классической инкассации в пользу самоинкассации с помощью АДМ?
Д. Шах: Розничные сети пока закрыты на третьем периоде самоизоляции. Большинство этих сетей осуществляют свою деятельность из крупных торговых центров, и я не думаю, что эти ТЦ в ближайшее время откроются. Что касается вашего вопроса, то до сих пор не наблюдалось использование ТЦ АДМ для самоинкассации, хотя они и рассматривают данную возможность.
PLUSworld.ru: Как вы оцениваете изменение покупательской активности в продовольственном и непродовольственном ритейле? Насколько выросла активность в онлайн-сегменте? Справляются ли ритейлеры с выдачей заказов? Каков процент кооперации в ритейле онлайн и офлайн?
Д. Шах: Предприятия, торгующие товарами первой необходимости, показали резкий рост бизнеса, т. к. многие люди начали запасаться товарами на время изоляции. Большая часть этих предприятий – офлайн-магазины и супермаркеты, поскольку население Индии до сих пор предпочитает такие форматы онлайн-магазинам.
Продовольственные магазины также показали рост заказов онлайн, причина та же – люди стали запасаться.
PLUSworld.ru: Отмечается ли рост сервисов онлайн-заказа и доставки товаров и продуктов питания на дом?
Д. Шах: Да, это наиболее предпочтительный способ, будь это онлайн- или офлайн-заказ, и в стране работает много логистических компаний, оказывающих услуги доставки.
PLUSworld.ru: Как изменилась логистика, какие технологии используются?
Д. Шах: Логистика и доставка товаров все еще зависят от рабочей силы, мы пока не наблюдали примеров применения роботов или тех же АДМ.
PLUSworld.ru: Какие изменения уже произошли в сегменте HoReCa? Обещают ли власти компенсации потерь в ресторанном бизнесе? Каковы ваши прогнозы относительно скорости восстановления работы сферы гостеприимства в вашей стране?
Д. Шах: Наиболее страдающие от пандемии секторы – это гостиничный бизнес и дорогие магазины, и мы понимаем, что их деятельность восстановится последней среди всех других отраслей. Что касается обычных людей – они в первую очередь примутся за восстановление своего бизнеса, а потом уже отправятся в путешествия или начнут покупать дорогие товары.
Большинство сетевых отелей в данный момент используется государством для размещения медицинского персонала в период пандемии, такая же ситуация с крупными сетевыми ресторанами, которые снабжают питанием медперсонал. Таким образом, государство оказало поддержку крупным сетевым отелям и ресторанам, чтобы они удержались на плаву, а вот мелкие отели и рестораны оказываются наиболее пострадавшими в этой пандемии.
Некоторое утешение для Индии – это известная поговорка «все, что ни делается, к лучшему».
Много американских и европейских компаний бойкотируют сегодня Китай, и мы видим, что многие глобальные структуры планируют перебазироваться из Китая в Индию. Это, несомненно, огромная возможность для нашей страны стать центром производственной деятельности и конкурировать с Китаем. Мы видим господдержку в этом направлении, правительство активно помогает таким компаниям обосноваться в Индии, предоставляя им для этого все возможности.
По материалам PLUSworld.ru