06.05.2020, 15:36
Количество просмотров 209

Новая Зеландия под знаком COVID-19. 4 уровня самоизоляции и надежды на Транс-Тасманское соглашение

Как пандемия повлияла на жизнь населения, экономику и бизнес Новой Зеландии?
Новая Зеландия под знаком COVID-19. 4 уровня самоизоляции и надежды на Транс-Тасманское соглашение

Продолжаем серию репортажей наших внешних экспертов из самых разных стран, включая Нидерланды, Бельгию, Израиль, Беларусь, Великобританию, Португалию, Уругвай, Кению, Грузию и Армению, в интервью с Брайаном Муром (Brian Moore), управляющим директором, CBM Advisors Ltd.

PLUSworld.ru: Как изменилась повседневная жизнь населения в Новой-Зеландии в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией?

Б. Мур: Правительство Новой Зеландии ввело четырехуровневую систему самоизоляции. Уровень № 4 (самый высокий) действовал у нас в течение почти пяти недель. Начиная с полуночи 27 апреля мы перешли на третий уровень.

Четвертый уровень режима самоизоляции предусматривает запрет на личное посещение всех розничных предприятий, за исключением жизненно необходимых (определенных как супермаркет, магазин молочных продуктов или магазин у дома, автозаправочная станция, аптека или медицинское учреждение). Другие компании могут принимать заказы онлайн или по телефону и осуществлять бесконтактную доставку, но только для основных категорий продуктов. Там, где это возможно, люди должны работать из дома, все школы закрыты, но проводят дистанционное онлайн-обучение.

На третьем уровне карантинных мероприятий, который действует сейчас, люди продолжают работать из дома, а не имеющие такой возможности ритейлеры, не относящиеся к жизненно важным отраслям, имеют право открыться, но при условии обязательного соблюдения правил социального дистанцирования – не ближе 2 метров между посетителями. Например, это могут быть рестораны, кафе и розничные магазины, организующие доставку или готовящие еду на вынос. Может быть возобновлено строительство, но все предприятия сферы гостеприимства (рестораны, бары) и розничной торговли остаются закрытыми для посещения.

Правительство Новой Зеландии объявило о введении 12-недельной программы субсидирования заработной платы на сумму 10 млрд новозеландских долларов (порядка 6,1 млрд долл. США) для компенсации 80% заработной платы работникам, находящихся на самоизоляции.

PLUSworld.ru: Как вводимые государством антикризисные меры повлияли на вашу деловую активность и организацию рабочего процесса?

Б. Мур: Наш консалтинговый бизнес в области платежей не подвержен влиянию в краткосрочной перспективе, поскольку мы продолжаем работать по уже заключенным контрактам. Однако в виду того, что наша работа до последнего времени была сосредоточена за пределами Новой Зеландии, в дальнейшем мы не видим для себя больших перспектив, пока не будут сняты ограничения на поездки.

PLUSworld.ru: Какие изменения платежной индустрии, присущие Новой Зеландии на фоне пандемии, вы бы могли отметить?

Б. Мур: Лимит бесконтактных транзакций был временно увеличен с 80 до 200 новозеландских долларов (с 48 до 122 долл. США).

В рамках внутренних дебетовых продуктов, системы электронных расчетов в точках продаж (EFTPOS) водится бесконтактный вариант онлайн-оплаты, когда запрос на платеж отправляется на телефон клиента и авторизуется через банковское приложение. Расчет производится непосредственно со счета клиента в банке.

Оплата наличными активно не поощряется, а при доставке товара на дом не принимается вовсе.

Фиксируется рост онлайн-операций по картам (CNP).

Туризм остановился в одночасье – государственные границы закрылись с 19 марта.

Следовательно, международные расходы по платежным картам упали практически до нуля, как для входящих, так и исходящих операций.

На туризм непосредственно в стране приходится 230 тыс. рабочих мест (8,4% от общей численности рабочей силы), и его вклад в экономику составляет 16,2 млрд долларов – 5,8% от ВВП страны.

С точки зрения использования платежных карт трансграничные операции, как входящие, так и исходящие, обеспечивают значительную долю выручки, поэтому этот источник был потерян в одночасье. Однако для компании Visa, занимающей доминирующее положение на внутреннем рынке, увеличение числа бесконтактных дебетовых операций (вытеснение контактных расчетных транзакций на внутреннем рынке) обеспечит некоторый дополнительный внутренний доход. Это не может компенсировать потерю более высоко-маржинального трансграничного дохода, однако должно принести пользу Visa в среднесрочной и долгосрочной перспективе, так как потребители, которые ранее не использовали бесконтактные платежные технологии, со всей вероятностью продолжат использовать бесконтактный функционал платежных решений и в будущем.

Увеличение онлайн-продаж и CNP-транзакций по телефонным заказам пойдет на пользу Visa и Mastercard, поскольку такие способы оплаты наиболее распространены на рынке Новой Зеландии для операций, осуществляемых по интернету и по телефону.

PLUSworld.ru: Наблюдается ли в условиях пандемии снижение использования наличных при расчетах в рознице?

Б. Мур: Да, наблюдается. Наличные платежи не запрещены, но активно не поощряются магазинами. Предпочтительным средством расчетов в торговых предприятиях, открытых для личного посещения (например, супермаркеты), является бесконтактная оплата.

Как уже было сказано, оплата доставки на дом наличными не допускается.

Новая Зеландия всегда была рынком с высоким объемом карточных платежей в рознице, поэтому такой шаг не стал чем-то неожиданным для рынка, но заставил тех потребителей, которые до сих пор не использовали бесконтактные платежи, начать их использовать.

PLUSworld.ru: Наблюдается ли в условиях пандемии стремление ритейлеров, включая крупные торговые сети, минимизировать услуги классической инкассации в пользу самоинкассации с помощью АДМ?

Б. Мур: В условиях самоизоляции четвертого уровня остановлена работа всех предприятий, кроме жизненно важных.

На третьем уровне самоизоляции компании, способные обеспечить безопасный режим работы, могут возобновить деятельность, главным образом, путем организации доставки и оформления заказов на сайте. Присутствие покупателей в магазинах не разрешается.

PLUSworld.ru: Как вы оцениваете изменение покупательской активности в продовольственном и непродовольственном ритейле? Рост и падение по категориям. Насколько выросла активность в онлайн-сегменте? Справляются ли ритейлеры с выдачей заказов? Каков процент кооперации в ритейле онлайн и офлайн?

Б. Мур: Розничная торговля продуктами питания доступна только в крупных сетевых супермаркетах или местных магазинах шаговой доступности с соблюдением строгих правил социального дистанцирования.

Продажи непродовольственных товаров значительно сократились, сохраняется оказание только основных непродовольственных услуг. К этой категории относятся мясные лавки, специализированные пекарни, неспециализированное спортивное снаряжение (например, кроссовки), стандартное офисное оборудование (например, чернила и бумага для принтера) и алкоголь.

PLUSworld.ru: Отмечается ли вы рост сервисов онлайн-заказа и доставки товаров и продуктов питания на дом? Насколько качественно оказывается данный вид услуги?

Б. Мур: В настоящее время точных цифр нет, однако в период действия ограничений четвертого уровня объем онлайн-заказов значительно вырос у всех предприятий, которые продолжали предоставлять жизненно необходимые услуги. Известно, что в этих отраслях (особенно в супермаркетах) компании нанимали дополнительный персонал для сбора и исполнения онлайн-заказов.

В целом опыт получения такого вида услуг довольно положительный, в особенности, когда был пройден первый пик нагрузки на сети в самом начале введения режима изоляции 4 уровня. Мне лично заказы доставляли на следующий день, иногда доставка была через два дня.

PLUSworld.ru: Как изменилась логистика, какие технологии используются?

Б. Мур: Сведений о таких изменениях нет, однако уровень использования веб-сайтов, позволяющих оформить покупку и доставку «в один клик», значительно вырос. Кроме того, важнейшую роль для обеспечения бесконтактных продаж играет организация процесса продаж и обучение персонала.

PLUSworld.ru: Обещают ли власти компенсации потерь в ресторанном бизнесе? Каковы ваши прогнозы относительно скорости восстановления работы сферы гостеприимства в вашей стране?

Б. Мур: Индустрия отелей, ресторанов и кафе была фактически закрыта. Эти предприятия смогли получить доступ к программе субсидирования заработной платы своим сотрудникам, разработанной правительством для покрытия 80% заработной платы отправленного на самоизоляцию персонала.

Кроме того, правительство разработало «Схему гарантий финансирования бизнеса». По этой программе предприятиям с оборотом от 250 тыс. до 80 млн новозеландских долларов выделяются кредиты на сумму до 500 тыс. новозеландских долларов на срок более 3 лет. При этом 80% кредитов выдается под гарантию правительства, а остальные 20% под гарантию банка.

Общая стоимость программы оценивается в 6,25 млрд новозеландских долларов.

Сейчас также рассматриваются изменения в налоговом законодательстве, которые при необходимости могут быть оперативно приняты парламентом, чтобы обеспечить дополнительную помощь предприятиям.

Если Новая Зеландия сможет быстро перейти на Уровень 2 (решение по ослаблению карантинного режима будет рассматриваться 11 мая), то возможно постепенное открытие объектов индустрии гостеприимства, вероятно, с ограниченной пропускной способностью, чтобы обеспечить соблюдение требований социального дистанцирования.

Как только будет установлен первый уровень режима самоизоляции, все начнет возвращаться к работе в обычном режиме. Местные заведения гостеприимства будут быстро приходить в норму по мере восстановления экономики страны до нормального уровня. Однако бизнес, более зависимый от туристов, будет испытывать серьезные затруднения до тех пор, пока границы Новой Зеландии не будут открыты.

Есть надежда на Транс-Тасманское соглашение (Trans-Tasman Travel Arrangement) с Австралией  (и, возможно, с некоторыми тихоокеанскими островами, на которых не было случаев заражения COVID-19), которое даст возможность разрешить поездки между двумя странами, что поможет в восстановлении туристической отрасли за счет приезжих из Австралии, на которых приходится львиная доля всего турпотока в Новую Зеландию.

По материалам PLUSworld.ru

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ