Снижение эквайринговой комиссии в онлайн-торговле оплатит потребитель – Сергей Хотимский, Совкомбанк
PLUSworld.ru: Считаете ли вы, что отказ от кешбэка – вполне логичный и легко прогнозируемый встречный шаг со стороны банков в ответ на новые требования Банка России, которые обусловлены давлением лобби крупнейших предприятий интернет-торговли? Можно ли утверждать, что за этот акт популизма расплачиваться будет сам потребитель, якобы в интересах которого изначально данная мера и была предпринята? Насколько сильный ущерб платежная индустрия и онлайн-коммерция могут понести от этого решения ЦБ?
С. Хотимский: Мы всегда выступали против мер по снижению эквайринговых комиссий, потому что предупреждали регулятора и правительство о том, что это вызовет лишь переток денег из карманов потребителей в карманы ритейлеров, но никак не скажется на доходах банков. Логика крайне проста – за счет interchange fee мы удешевляем стоимость кредитных карт, либо платим кешбэки держателям дебетовых карт. Когда interchange снижается, недополученные средства просто будут перекладываться на плечи конечного потребителя. Все банки раньше или позже скорректируют свои выплаты в пользу клиентов, и никто не будет работать себе в убыток. Поэтому мы, безусловно, рассматриваем сегодня различные шаги, которые необходимо сделать для того, чтобы сбалансировать наши выплаты в пользу клиентов относительно комиссий, которые мы получаем от платежных систем. Уверен, что абсолютное большинство банков прямо или косвенно компенсирует их какими-то другими доходами, например, повысив стоимость обслуживания карт, ставки по кредитным картам и т. п. В результате, хотя у всех будет разная тактика, эти вынужденные меры лягут на плечи потребителей. Наверное, именно сейчас, когда ритейл пострадал даже больше, чем сами потребители, он действительно нуждается в поддержке. Следует отдавать себе отчет, что в данном случае мы фактически имеем дело с поддержкой за счет самих потребителей, что представляется абсолютно неверным.
PLUSworld.ru: В условиях самоизоляции и карантинов цифровые технологии, и в первую очередь онлайн-платежи начинают пользоваться повышенной популярностью, поэтому нынешняя ситуация создает ту самую оптимальную среду, которая необходима участникам платежного рынка для «стресс-тестирования» реального качества работы своих дистанционных каналов обслуживания. Можно ли говорить, что как у любой проблемы, у пандемии имеются и свои «позитивные моменты»? Что может в этом плане отметить с точки зрения собственной практики Совкомбанк?
С. Хотимский: У нас рекордное количество первых покупок в интернете. Здесь мы видим очень высокий переход. В Совкомбанке всегда была очень высокая доля клиентов, которые пользуются мобильным банком – в той же «Халве» порядка 70% активных клиентов. В этом смысле мы были хорошо готовы к карантинам, никаких операционных сбоев не наблюдается. В свою очередь, с помощью стресс-тестирования мы изучаем гораздо более важные проблемы. Банк работает в штатном режиме. Касаясь позитивных моментов – в принципе нас радует, что люди стали больше покупать через интернет. Думаю, что еще некоторые дополнительные эффекты мы сможем выявить и оценить в конце мая.
Напомним, что в первом номере журнала «Retail & Loyalty» опубликована статья Сергея Хотимского «Автомобиль в рассрочку? С «Халвой» не проблема!».