П. Рево: снижение интерчейнджа существенного влияния на малый бизнес не окажет
От снижения ставок эквайринга в онлайн-торговле больше выиграют небольшие компании, поскольку у крупных мерчантов и так ставки 1.5-1.9% в зависимости от сферы, а у малых, как правило, 2% и более. Однако существенного влияния эта мера на малый бизнес не окажет. Более разумной мерой было бы снизить предельную ставку для МСБ предприятий офлайн сектора после отмены карантинных мер.
Кроме того, в связи со снижением эквайринговых ставок возникнут не только юридические проблемы. Еще одной большой проблемой могут стать услуги платежных провайдеров (БПА): если провайдер оказывает услугу за 0.5%, к примеру, то будет ли готов банк продолжать платить такие деньги своему платежному провайдеру. Аналогичный вопрос касается тех же БПА, которые сами контрактуют клиентов: распространяется на них постановление ЦБ, или нет? Думаю, эти вопросы гораздо более сложные.
Пока механизм реализации мер поддержки онлайн-бизнеса неизвестен, расходы могут разделить на платежные системы и эмитентов в виде снижения интерчейндж.
Сомнительно, что дальнейшее снижение эквайринговой комиссии будет способствовать повышению доступности онлайн-эквайринга для новых ТСП в банках (например, тех, которые ранее обслуживал клиентов в наземном эквайринге).
В текущей форме постановления выпадающих доходов у эмитентов будет немного, с учетом того, что онлайн составляет порядка 15% в рынке эквайринга. Также сомнительно, что в текущих реалиях банки хотят сталкиваться с жалобами ЦБ.
Мы в сфере авиации первыми столкнулись с кризисом, в ближайшее время волна дойдет до банков и без помощи регулятора многим будет тяжело, а многие и вовсе не выживут. Я как представитель сферы могу сказать, что с высокой степенью вероятности через пару месяцев без господдержки более половины предприятий просто перестанут существовать.
В целом мера по снижению ставок эквайринга для интернет-покупок в том виде, каком она была применена, видится более популизмом. Сейчас мало времени, не хочется тратить его на лишние совещания. Проще согласиться с учетом в рамках ЦБ незначительно выпадающих расходов и помочь бизнесу.
На будущее мне видится разумным оставить и даже расширить программу по снижению интерчейндж прежде всего для офлайн бизнеса. Как я уже говорил, доля платежей картами доминирует, и нет смысла в стимулировании плательщиков, поэтому вполне логичной и более простой в реализации мерой было бы снижение интерчейндж до 0.7-1%, а дальше рынок бы сам урегулировал ставки для мерчантов.
Ранее Иван Глазачев, генеральный директор сервиса Яндекс.Деньги, в ходе онлайн-круглого стола Data Insight рассказал о проблемах, с которыми из-за пандемии коронавируса столкнулись финансовые организации.
По материалам PLUSworld.ru